Выксунская епархия

Виноградов Петр Алексеевич

Виноградов Петр Алексеевич,

архитектор, выпускник Московского училища живописи, ваяния и зодчества. По его проекту в 1897-1902 г.г. возведен собор во имя Живоначальной Троицы в Выксунском Иверском женском монастыре.

 

 

 

Родился в Москве 28 июня (10 июля) 1858 года. «Классный художник архитектуры» - с таким званием 27-летний юноша окончил учебу в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. По получении образования Пётр Алексеевич был приглашён к участию в проектировании Александровских казарм.

С 1887-гоархитектор принимает участие в строительстве медицинских университетских клиник на Девичьем Поле в Москве. Позже он занимает должность участкового архитектора. Довольно долго Пётр Алексеевич состоял зодчим при учреждениях Гаврилы Солодовникова, одного из наиболее богатых московских купцов и домовладельцев.

Архитектор оставил память о себе в Москве, Владимире, а также в Тверской губернии. В Выксе же Виноградов известен созданием проекта собора Троицы Живоначальной в Иверском монастыре, на который у него ушло 12 лет.

Тогда территория монастыря росла постепенно: храмы, колокольня, кельи и другие постройки проектировались и возводились в разное время, разными людьми. И, тем не менее, выбор места для нового собора там, где ранее находилась деревянная часовня, не был случайным: сама логика развития архитектурного ансамбля требовала здесь величественного сооружения, которое стало бы центром его композиции.

Разработка проекта собора была поручена «частнопрактикующему» архитектору из Москвы Петру Алексеевичу Виноградову, закончившему в 1866 году Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Как указано в пояснительной записке, собор проектировался им «по образцу существующего храма в Николо-Угрешенском монастыре Московской губернии и уезда». Речь шла о Спасо-Преображенском соборе, построенном в 1880-94 году по проекту архитектора А. С. Каминского.

 Такой выбор определялся масштабностью и стилистикой подмосковного храма. Именно подобное грандиозное сооружение, возведенное, как и постройки Выксунского монастыря, в господствовавшем тогда русско-византийском стиле, должно было отвечать указанным выше задачам завершения его ансамбля. С другой стороны, обращение к подмосковному монастырю вызвано, вероятно, и тем, что как раз Николо-Угрешская обитель связана с жизнью и деятельностью самого преподобного Варнавы – там он был рукоположен в иеродиакона

Кроме того, существовавшие в обители Иверский соборный храм и Успенская больничная церковь, как отмечалось в «Нижегородских епархиальных ведомостях», уже не удовлетворяли «духовным потребностям монастыря и окружающего его населения». Тогда и было решено построить еще один, более вместительный, соборный храм.

Пётр Виноградов не стал слепо копировать Спасо-Преображенский собор, а по-своему применил известные из византийского и русского средневекового зодчества композиции, формы и детали. В результате запроектированный собор приобрел не только грандиозность, но и торжественность.

В марте 1896 года техническое заседание Строительного отделения Нижегородского губернского правления окончательно утвердило проектные чертежи Троицкого собора, потребовав, чтобы «ввиду серьезности постройки работы производились под наблюдением опытного аттестованного архитектора, имеющего на это право». Так Пётр Виноградов оказался в Выксе.

Задержка с окончательной отделкой и освящением Троицкого собора, которое первоначально планировалось на 1906 год, было вызвано кончиной старца иеромонаха Варнавы. Торжество освящения главного престола во имя Святой Живоначальной Троицы состоялось спустя три года.

Еще несколько лет ушло на внутреннее обустройство храма, поражавшего современников величественностью и благолепием. По словам митрополита Московского Владимира (Богоявленского) «такой храм и в Москве был бы на редкость».

Возведение Троицкого собора, в основном, завершило формирование комплекса зданий и сооружений Выксунского монастыря, который воплотил все наиболее характерные черты   архитектурного мышления того времени и отразил общественное мировоззрение эпохи.

Постановлением Законодательного собрания Нижегородской области от 21 июня 1994 года №41 Троицкий собор в составе архитектурного ансамбля монастыря взят на государственную охрану как памятник истории и культуры регионального значения, памятник, подаренный Выксе московским архитектором Петром Алексеевичем Виноградовым.

Великий мастер ушёл из жизни 18 (31) марта 1910 года в возрасте 52 лет. Похоронен Пётр Алексеевич на столичном Ваганьковском кладбище.

 

Найти фото Петра Алексеевича пока не представилось возможным. Его родственник Сергей Юрьевич Виноградов (г. Москва) смог предложить лишь автограф архитектора, обнаруженный им на сайте Николо-Перервинского монастыря.