Выксунская епархия

Вторая неделя Великого поста, святителя Григория Паламы, 24 марта 2018 года.

«Во вторую неделю Великого поста Церковь чтит память святителя Григория Паламы. Человек – существо сложное. Если бы философам, психологам, или просто людям, дали порассуждать о том, что же такое человек, то мы бы услышали большое количество определений и мнений, но цельного понятия вряд ли кто смог бы дать. Цельное понятие о человеке может дать только наша святая православная вера, наша святая православная Церковь. В своём Священном Предании и Священном Писании Церковь открывает, что человек – это образ и подобие Божие. Поэтому он действительно велик, но, в то же время, по своей падшей природе, он может своими мыслями, чувствами и делами быть сыном ада и отстоять очень-очень далеко от Бога. Цель жизни каждого человека заключается в том, чтобы откликнуться на призыв Христа, Господа нашего, и освободиться от оков греха. Это цепи для каждого из нас, наши страсти, которые обладают нами и не дают возсиять в нас образу Божьему. И наоборот, если мы слышим призывы Христа к духовному совершенствованию, к видению своей нищеты духовной, к плачу о грехах, кротости, милосердию, чистоте сердечной, стремлению к правде, тогда человек уже в этой жизни стяжает в своем сердце безмерное сокровище – Царство Божие. Как евангельский купец, который ищет драгоценную жемчужину и когда находит её, продаёт всё, что у него есть, и покупает эту драгоценную жемчужину. Ради нее, ради стяжания в сердце Царствия Божьего, многие  люди, которые были грешниками, оставляли свою прежнюю греховную жизнь. Когда человек решается свергнуть с себя бремя греховное и начинает жить по правде Божией, идет этим непростым путём, он обретает силу для борьбы с грехом и радость близости Бога в себе, чувство безмерной любви и милосердия Божьего. По слову преподобного Серафима Саровского, познав любовь Божию, человек готов сидеть в яме с червями, только бы не лишиться того блаженства, которое уже здесь, на Земле, открывается ему, а в полном спектре радости откроется в Царствии Божием. Святитель Григорий Палама как раз и защищал ту непреложную истину, что грешный человек может достигнуть нетварных божественных энергий и может освятиться настолько, что вместит в себя Божественный свет. Именно этот свет вместил в себя преподобный Серафим Саровский в беседе с Мотовиловым и многие другие святые, такие как Паисий Святогорец, недавно прославленный, и многие-многие другие, кого мы, может быть, даже не знаем, потому-что Церковь не всех святых прославила. По словам святителя Игнатия Брянчанинова, подвижники в наше время (это он говорил в девятнадцатом веке), которые будут истинно работать Богу, благоразумно скроют себя от людей. Их делание будет растворено смирением. Такие люди живут и в миру, и в монастырях, но их духовная жизнь сокрыта от многих и многих людей, чтобы не заразиться тщеславием, этой весьма и весьма заразной болезни, которая может погубить все труды человека. И сегодня мы славим святителя Григория Паламу, что он открыл и развил в Церкви это учение, защищая пустынников, исихастов, безмолвников, в своих «Триадах в защиту священно-безмолвствующих». Он открыл эту божественную истину Церкви, людям, эту высоту, к который стремится должен каждый человек.

Мы грешные люди, нам сложно порой даже от грубых страстей освободиться, и некоторые недоумевают, как же такое высокое учение нам стяжать. Нам бы хоть немножечко от страстей отстать. Но если бы не было Христа, не было бы православия, если бы мы жили в Ветхом завете, даже если бы не знали Десяти заповедей, которые даны Моисею, то мы были бы такими дикими, что даже не понимали бы, что красть – это плохо, что убивать – это плохо, что прелюбодействовать – это плохо. Все это уничтожает человека в человеке, убивает образ Божий. Многие народы действительно этого не знают и живут жизнью, которой живут животные, не понимаю тех высоких идеалов, которые дает христианство. У нас такая же природа падших людей, но мы видим идеал, который дал нам сам Господь, Спаситель, воплощённый Бог. Он показал нам, каким должен быть человек и к чему нам надо стремиться. Он явил нам чистое, святое учение. Слово Божие слаще мёда, потому что ум и сердце человеческое испытывают духовную радость от этих слов, чувствуют их истинность, особенно когда человек исполняет эти слова на деле.

Мы все расслаблены грехом, как то расслабленный телом, о котором сегодня мы слышали в Евангелии. Друзья нас, расслабленных, приносят ко Господу, и мы ждем исцеления. Друзья – это святые, которые молятся за нас и заботятся о нашем духовном преуспеянии и восстании от греховного сна. Человек, который постоянно грешит, находится в духовном расслаблении. Он умом понимает, что нужно сделать что-то доброе, а воля настолько расслабленна грехом, что он не может исполнить то, что умом понимает. Нужно примириться с кем-то, со своими близкими, с членами своей семьи, в семьях часто не бывает мира, он это умом понимает, а прощения всё равно не просит, не хочет идти первым просить прощения, пусть она или он, а я уж потом. Вот это духовное расслабление. Если вот так посмотреть на нас, то мы все инвалиды духовные. Но, тем не менее, мы имеем идеал, мы имеем высокое, доброе учение евангельское, святоотеческое, и через пост и молитву мы можем потихонечку от одра вставать и совершать лёгкие пока ещё, очень слабые, медленные, но всё-таки движения, шаги навстречу Богу, которые, освобождая наши души от грехов, помогают нам достигнуть Царства Небесного. Это должно вдохновлять нас и звать к духовной жизни и лучшей участи, чем сейчас мы заслуживаем. Будем в этом вдохновляться примером жизни и молитвами святителя Григория Паламы и наших многих святых. Постараемся подняться еще на одну ступень, чтобы нам больше не возвращаться к греховным поступкам, а творить дела любви, и Господь, видя стремление наше, вложит в сердце наше любовь к добру».

Отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Выксунской епархии. При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Выксунской епархии обязательна.