Выксунская епархия

Воскресная проповедь 14 декабря 2014 года. О богатстве.

Воскресная проповедь 14 декабря 2014 года. О богатстве.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Трудно богатому войти в Царство Божие, легче верблюду пройти сквозь игольное ушко. Слушали мы сегодня слова Господа о богатом юноше. Что же, Господь говорит о том, что богатство – это плохо? Конечно, нет! Господь говорит о том, что надеяться на богатство нельзя, для Царства Божия оно само по себе бесполезно. Это первое. А второе – Господь говорит о том, что сердцем нельзя привязываться к нему.

Пророк псалмопевец Давид говорит: «Богатство аще течет, не прилагайте сердца». В чем трагедия юноши? В том, что ему казалось, что он сохранил все заповеди, забыв о том, что наибольшая заповедь в Законе – заповедь о любви. Сначала Бога всем сердцем и крепостью своей возлюби, а затем ближнего, как самого себя. Если человек старается соблюсти эту заповедь, то, конечно, богатство он будет свое расточать. Он не будет считать его вполне своим, понимая, что оно Богом ему дано, и дано не только для него одного, он должен делиться им с нуждающимися. А он этого не делал, поэтому на слова Спасителя: «Если хочешь быть совершенным, раздай все имения свое, и приходи, и следуй за мной» сердце юноши ответило печалью. И опустил он главу, и отошел от Господа.  Между прочим, Господь в Евангелии не так уж часто обращался к людям: «Иди и следуй за мной». Он обращался лишь к тем, кто был к этому способен. Юноша оказался не готов, но мог бы войти в число учеников. Вот как интересно: Сам Господь зовет человека идти за Ним, а человек отказывается!  Как ужасна привязанность сердца к земному. Мы говорим не только о богатстве материальном как о наиболее ярком и сильном тяготении, но о привязанности сердца вообще к "земле", тем богатствам, которыми человек располагает в этой жизни. Это необязательно деньги, какая-то недвижимость или вещи. Это и таланты духовные, и какие-то способности человека, его образование и так далее. Нельзя, чтобы сердце человека целиком и полностью привязывалось ко всему этому.  Эта привязанность подобна якорю, который не дает кораблю нашего спасения идти вперед. Казалось бы, и команда хорошая, и топлива полный бак, а якорь не дает плыть, потому что предназначен как раз для этого. И, если корабль уже плывет, то эта привязанность сердца к богатству, она подобна рифу, в который корабль нашего спасения врезается на полном ходу и терпит крушение. Поэтому для многих внезапно обрушившееся на них богатство является большим искушением. Сердце нужно готовить, это очень непросто, потому что человек – существо поврежденное.

И вот, Господь, давая заповедь о всецелой любви к Нему, дает нам ключ к тому, чтобы мы уразумели и почувствовали, что привязанность сердца к Богу, искание Царства Божия, оно, собственно, и дает нам правильный взгляд на стяжание: если ты стремишься возлюбить Бога всем сердцем, то ты будешь стараться и ближнего полюбить как самого себя, следовательно ты будешь милосердным.  Нельзя на половину быть христианином, наполовину- не понятно кем. В свое время Владимир Семенович Высоцкий, который не был святым, конечно, не был и христианином кажется, пел так: «Я не люблю, когда наполовину»… А Алеша Карамазов, герой романа Федора Михайловича Достоевского, говорит: «Не могу я отдать вместо „всего“ два рубля, а вместо „иди за мной“ ходить лишь к обедне». Сказано:"всем сердцем"- значит надо себя понуждать, не останавливаться на полпути и не раздваиваться.

И еще очень важно - примеры тому есть в Евангелии, есть в житиях святых, - как можно пользоваться богатством. Как можно, имея большой достаток, изобилие благ земных не просто не повредить себе, но и послужить Богу и ближнему, стяжать великую добродетель милосердия, без которой невозможно войти в Царство Божие. Господь сказал: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут».  Недавно прочитал историю: один грешный человек досадил  сильно женщине, и она стала молиться Матери Божией: «Матерь Божия, накажи этого человека!». Она молилась долго, и услышала голос: «Я бы давно его наказала, но руки его препятствуют мне это сделать». А этот человек был очень милостивый. Вот так: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут".

Сегодня  память праведного Филарета Милостивого. Его жизнь является ярким свидетельством того, как можно правильно относиться к богатству, как правильно распоряжаться им. Он жил в VIII веке, имел огромные богатства. Жизнь его была, что называется, полной чашей: большая семья, достаток. Но всю свою жизнь он старался творить милость, и ни одного человека, который приходил к нему, он не отпускал, не дав ему ничего.  Мало того, он сам выходил навстречу тому, кто просил его помощи, как Авраам, радовался этому человеку, старался помочь ему, чем может. У него были сундуки с разного достоинства деньгами. Золотые монеты он давал нищим, серебряные – тем, кто потерял свой достаток по каким-либо причинам, а медные – тем, кто обманом выпрашивал у него деньги, притворяясь нищим. Даже таким людям он давал! Он старался никого не осуждать. И Господь его испытывал, как праведника Иова.  В нем была великая вера. Раз Христос говорил, что не нужно увлекаться земным стяжанием, раз   Он говорил, что нужно искать прежде Царства Божия, а все остальное приложится, все необходимое будет, то Филарет в это твердо верил. И был испытан, и с верой перенес все испытания,  и утвердил всех своих родственников в этой вере, укрепил их. На самом деле, на него нападали разбойники, воры у него все украли, у него остались корова, лошадь, осел, несколько ульев, немного земли… То зерно, что он в долг взял, и то он отдал. Воину отдал лошадь свою. Крестьянину, у которого умер вол, единственная надежда на пропитание, потому что земледелие в тех краях требовало большой силы, использовали волов, - отдал ему своего. То есть, он практически все раздал, а Господь ему все вернул. Потому что Филарет  был верным Ему до конца, был верным творителем добродетели милосердия. Он любил людей и не мог поступить иначе. В нем  уже не действовал инстинкт самосохранения, он доверился Богу. Пожалей хотя бы семью, голодают! Но он и семью вверил попечению Божию. И Бог ему помог.

Это пример для нас того, как нужно жить и верить. Да, мало кто так может. Мы маловерны. Заповеди заповедями, но мы все равно считаем, что для нас это не подходит, боимся остаться ни с чем. Бывает и так. Я знаю одного человека, вот уже много лет он расточает свое богатство, раздает всем нуждающимся. Сейчас он почти разорен, но продолжает это делать. Иногда мы беседуем, он говорит, что не знает, что и делать. Отвечаю: не унывай, Господь почтит твою добродетель, обязательно тебе поможет. И действительно, временами что-то получается, дела идут на поправку, он выбирается из долгов и опять начинает помогать другим. Я прошу всех за него помолиться, его зовут Игорь. Очень добродетельный человек! Дай Бог, чтобы многие из тех, кто имеет возможность помогать храмам, помогать людям,  Церкви, и не помогает вдохновились этими примерами. А  они считают, что дав, например, десять рублей, сотворили огромную милость. .. А кто- то, как бедная евангельская  вдова отдает практически все, что у него есть. Я не призываю всех к этому, каждый по силе своей веры благотворит, просто есть такие примеры не только в древности, но и в нашей жизни.

Ну, и конечно, здесь нужно вспомнить слова афонских старцев, которые говорят, что тот, кто раздает милостыню тем, кто нуждается, тот собирает свои капиталы в небесном банке. А еще такой человек через добродетель милосердия стяжает и другие добродетели. Есть слова Господа: «Будьте милосердны, как и Отец ваш милосерден». Соответственно, когда человек творит дела милосердия, в нем  умножаются любовь и сострадание к другим. И он по свойствам своей души становится подобным Богу, соединяется с Ним. Конечно, и в Царствии Божием будет вместе с ним Царствовать.

Дай Бог нам помнить заветы Филарета Милостивого, который, когда умирал, собрал свою семью и увещевал, чтобы они старались подражать ему в милосердии, чтобы они никого не укоряли и не осуждали, старались всем помогать. И тогда, действительно, уподобились бы милосердному нашему Христу и стяжали Царство Божие.

Аминь.

Подготовила Татьяна Снегирева. При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Выксунской епархии обязательна.