Выксунская епархия

Слово в неделю Торжества Православия, 1 марта 2015г.

Слово в неделю Торжества Православия, 1 марта 2015г.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Всечестные отцы, братья и сестры! Поздравляю вас с неделей Торжества Православия – первой неделей Святого Великого поста, Великой Четыредесятницы!

Сегодня великое торжество во Вселенской Церкви Православной. Сегодня мы прославляем ее. Что для нас Святая Церковь? Это наша отрада, утешение, красота, сила, величие и спасение. Начиная от внешнего, от благоукрашенных храмов и даже от тех, что сегодня еще не восстановлены, – все равно, внешне Церковь Православная являет собой великую красоту и силу Православия. Сияющие кресты, венчающие купола храмов, говорят о силе и спасительности подвига Христова, исходящих от его Животворящего Крестного Древа. Даровано нам спасение – спасение душам нашим, душам наших детей и близких, всем, кто только бы пожелал единения с Господом нашим Иисусом Христом.

И, конечно, внутренность каждого храма напоминает нам каждый день о великом святом Православии, о подвижниках, которые своими жизнями влекут нас к тому, чтобы мы, подражая им, достигли благодати Святого Духа, непрекращающегося общения с Господом. Именно в храме происходит великое действо, когда грешный человек или младенец, над которым совершается Таинство Крещения, становится новым членом Тела Христова, новой клеточкой в Богочеловеческом организме, который уже не умирает никогда.

Сегодня мы вспоминаем великих святых учителей Церкви Православной: добрых, благочестивых монахов, святителей, пастырей, которые послужили Торжеству Православия. В историческом плане этот праздник учредился давно, после победы над всеми ересями, последняя из которых – ересь иконоборчества. Последующие ереси, которые возникали в Церкви, были уже повторениями ересей древних (Ария, Аполлинария, Македония, Нестория и т.д.), побежденных уже раньше.  Мы должны знать и понимать, что победа над ними была оплачена большими усилиями, большими напряжениями всех сил: человеческого ума, воли, сердец. И, что самое главное, кровью была оплачена эта победа. Церковь стоит на крови мучеников.

Сегодня мы вспоминаем радостное событие, когда снова иконы, после того, как ересь была побеждена, были внесены в святые храмы. И вновь появилась возможность расписывать храмы, священные изображения стали украшать их стены и иконостасы. И люди, взирая на образ, могли возноситься умом к Первообразу. Ересь иконоборчества, как и все остальные ереси, была лукавой. Тем не менее, святые отцы смогли богословски обосновать, что мы можем изображать Бога. Ведь, собственно, речь шла об этом: можно ли Его изображать? Мусульмане до сих пор считают, что нельзя. То же и в Ветхом Завете. Потому что Бога не видел никто и никогда. Как же можно его изобразить? Вот каким был главный аргумент. А каков был аргумент святых отцов? Раз вторая ипостась Святой Троицы  Богочеловек Иисус Христос явился в мир – помните слова Иоанна Богослова в его первой главе Евангелия, которое читается на Святую Пасху? «В мире был, и мир чрез Него нáчал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли» (Ин.1.10-11) – Он вочеловечился. Люди видели Его! Соответственно, изображать Его можно. Значит, можно изображать и Матерь Божию, и других святых. Но икона – это не портрет. Икона являет нам духовную реальность, преображенный мир, преображенного человека. И, к сожалению, идея иконы как священного изображения постепенно была утеряна в католичестве. Недаром святитель Игнатий (Брянчанинов) называл католичество язычеством в христианстве, потому что внимание художников и заказчиков произведений искусства, которые до сих пор ценятся (Рафаэль, Микеланджело) было направлено на воспевание земной красоты и гармонии. А идея иконы совершенно иная. Икона – отражение небесной реальности, небесной  красоты, небесной гармонии. Мы счастливы вдвойне, имея понимание того, что есть икона, и это помогает нам исповедовать нашу веру, сохранять и укреплять ее. Одно даже взирание на святой лик Господа, Матери Божией, святого, оно может остановить человека от совершения какого-либо неблаговидного поступка или преступления, дать надежду. Как говорил священник Павел Флоренский, икона – это окно в небесный мир. Действительно, мы обращаемся к святым, а святые со своих горних обителей, с небес ниспосылают нам великие благодатные милости, благодать Святого Духа изливается на нас и укрепляет нас в наших многотрудных жизненных подвигах. Решаются многие наши проблемы, исцеляются многие наши болезни.

Мы совершили молебен Торжества Православия, на котором вспомнили о великих славных исторических событиях. Действительно, Церковь Божия разрушила врата адовы. Потому что Церковь основал не какой-то человек, а никто иной как Богочеловек Иисус Христос. Именно поэтому были побеждены все ереси. Именно поэтому Церковь устояла в самые трудные времена, когда казалось, что Православие вот-вот исчезнет, нарушится его чистота. Например, когда все православные епископы Византийской империи согласились на унию с католичеством, и остался только один епископ, верный Православию, Марк Эфесский. Икогда папе римскому с торжеством представили акт унии, подписанный греческими представителями, он спросил: «А подписал ли Марк?», и, получив отрицательный ответ, воскликнул: «Итак, мы ничего не сделали!».

Так что нам не надо унывать и скорбеть о том, что сейчас усиливаются язычество и секты. Что многие близкие нам люди увлекаются потоком чуждой Православию идеологии культа потребления материальных благ, свободой, которая заключается во вседозволенности, распущенности и потакании низшим инстинктам. Нам нужно оставаться быть верными Церкви Православной и стараться хранить в себе веру. Мы должны твердо знать, что не сможем сохранить веру, как должно, если не будем твердо блюсти христианскую нравственность. Если человек живет правильно, он и мыслит правильно. И наоборот. Если он в своей жизни уклоняется от Бога, формально сохраняя веру, в конце концов, он от веры отречется. Таких случаев очень много. Человек может не отречься словами, но жизнью отречься от Бога. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит о том, что все ересиархи, то есть те люди, которые были основателями каких-либо еретических учений и их проповедниками, имели какой-то серьезный порок. В основе всех пороков, как известно, лежит гордость, превозношение: или разврат, или сребролюбие, или еще какая-то страсть. То есть они сами уже не имели благодати Святого Духа. И вот это душевно-плотское разгорячение, помноженное на некую интеллектуальную развитость и образование, плюс к этому – помогали бесовские нечистые силы в этих заблуждениях, – все это приводило к созданию еретических учений, которые привлекали последователей даже со стороны власти, что наносило огромный урон Церкви. Святые отцы замечают:  нарушение христианских заповедей всегда приводит к разрушению веры, это нам всем надо запомнить.

Постом совершается неделя Торжества Православия, чтобы мы понимали, что вера наша укрепляется подвигом поста и молитвы. Пост и молитва открывают нам Истину веры глубже, совершенно на иной высоте. Поэтому дай нам Бог помнить всегда о родоначальнике нашей веры Господе нашем иисусе Христе. Есть прекрасные слова святителя Николая (Велимировича) Сербского об Истине, которая есть Христос. Он говорил так: «Если ищешь Истину с любовью и ради любви, Она откроет тебе свет лица Своего настолько, насколько ты сможешь его вынести, не сгорев». Помните, да? когда Господь Преобразился на горе Фаворской перед учениками своими, они ниц пали от такого яркого ослепительного сияния Божественной Славы. И опять же, в кондаке сказано «якоже можаху», то есть, сколько могли они выдержать это…

Вдобавок Истина Христос даст тебе все, что бы ты ни захотел. Но ты уже ничего не захочешь, кроме Его Сладчайшего и Небесного Лика. Когда же в сумятице и суете жизни ты отойдешь от Лика Христова, отойдет Он от твоего взора, будешь чувствовать обеспокоенность и тоску даже среди самых близких друзей и родных. Как дитя среди братьев и сестер, но без матери, оно всегда чувствует тоску. Вот так всегда тосковали и плакали перед Богом преподобные святые люди, которые боялись согрешить, со слезами каялись в своих грехах и исполнялись благодати Божией, потому что очень хотели, чтобы Лик Христов, Лик Истины никогда не исчезал от их взора. Именно поэтому они очень строго постились. Они ограничивали себя во всем, не только в еде, но и во сне, в каких-то развлечениях, в разговорах, чтобы не терять эту нить молитвы, которая связывает человека и Бога. Они почувствовали, что такое благодать Божия, восприняли ее сердцем. Им было так радостно с Богом, тепло и светло, что они не хотели потерять эту благодать. Вспомним слова преподобного Серафима Саровского о том, что если бы человек познал, какая радость ожидает его в том, будущем веке, он был бы готов жить в яме с червями всю жизнь, чтобы не лишиться этой великой радости!

Вот почему мы с вами должны стремиться к Христовой благодати. Действительно, Господь может дать нам все, как говорит святитель Николай Сербский, если бы мы этого захотели. Будем об этом помнить. Будем помнить, что Хрисос есть Путь, Истина и Жизнь для нас, о Святой Церкви, которую Он основал, о великом Православии, Торжество которого сегодня мы так светло празднуем, о наших грешных душах, которые требуют от Бога врачевания, благодати и спасения в Нем, Господе нашем Иисусе Христе.

Храни вас всех Господь!

Подготовила Татьяна Снегирева. При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Выксунской епархии обязательна.