Выксунская епархия

Слово в неделю Крестопоклонную, 15 марта 2015 г.

Слово в неделю Крестопоклонную, 15 марта 2015 г.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Прошла вот уже половина Великого Поста, очень важного для каждого из нас поприща.

Церковь заботливо предлагает нам вспомнить о подвиге ради нашего Спасения, ради возвращения нашего к Богу, - о подвиге Господа нашего Иисуса Христа, Который за нас, грешных, будучи безгрешным, пострадал. Тому, кто старается, очень важно иметь духовное подкрепление и правильное направление мыслей. С другой стороны, тот, кто не радеет, тот может быть несколько пристыженным тем, что до сих пор не начинал еще по-настоящему подвизаться.

Греша, мы наносим вред своему спасению, своей душе, потому что грех ранит, прежде всего, нас. Может быть, мы этого и не замечаем, как не замечают ничего наркоманы и алкоголики, находящиеся в состоянии опьянения, под воздействием наркотических веществ. Так же и грех. Он так нашу душу ослепляет, что она цепенеет, становится бесчувственной. Грешим мы с удовольствием. И только потом — это как похмелье, как ломка — мы чувствуем, как нам тяжело. Самое ужасное, что тяжесть эта сопровождается еще и чувством, что Бог нас оставил. Хотя, конечно, это не так. Это враг так человеку внушает. А человек чувствует все правильно, но думает об этом неправильно: на самом деле не Бог оставляет человека, а сам человек через грехи удаляется от Бога.

И вот, понимая и осознавая, что жертва Христа не должна быть напрасной для каждого из нас, мы хотя рассуждаем и абстрактно, обо всем человечестве и о себе, постом должны смотреть внутрь себя. Мы должны стараться видеть в себе грех, просить у Бога, чтобы Он помог это сделать. Потому что это не просто, мы себя все время оправдываем, а других обвиняем. А здесь все наоборот. Все, что касается спасения души, это всегда движение вспять.

Мы привыкли жить совершенно по-другому. Так, человек чувствует богооставленность, человек чувствует тяжесть, - тот, кто ленив. А тот, кто не ленив, то во время преполовения поста чувствует уже тяжесть, потому что та энергия и силы, которые были накоплены до поста, они уже иссякают. Три недели прошло, идет четвертая. И поститься уже тяжеловато. Внешний пост, телесный (а другого у нас почти и нет ничего) нам уже трудно нести. И с молитвами проблемы, у нас ведь всегда с молитвами проблемы! Нам некогда или еще что-нибудь, какие-нибудь причины, чтобы не молиться. И чувствуем мы, что постимся, постимся, а страсти нас борют и, кажется, все сильнее и сильнее. Это естественный процесс. Мы должны понимать, что влияние плоти над духом уменьшается, а дух не привык постоянно быть с Богом. Иеросхимонах Ефрем Катунакский постоянно говорил о том, что наше сознание не должно терять Бога. Мы ни на минуту не должны терять чувство присутствия Божия. Это очень сложно для нас, даже во время молитвы сложно, а уж тем более в течение дня. Но это нужно, потому что, когда мы теряем присутствие Божие, мы очень легко попадаем в разнообразные сети дьявольские. И мы чувствуем, что и молиться становится тяжело. Но это нам надо к Богу приближаться, не Он нас оставил, а мы Его. Через веру, надежду и терпение нужно постараться обрести благодать Божию. Когда это произойдет, мы не знаем.

Есть очень хороший образ у Паисия Афонского, который говорит, что посадивший растение садовник сначала поливает его часто для того, чтобы образовалась корневая система. Она питает растение. Когда проходит определенное время, он поливает его уже не так часто, не каждый день, а через день. Потом через два. Потом через неделю, через месяц. Для чего он это делает? Для того, чтобы растение, которое недополучает влагу, пускало свои корни вглубь, и уже оттуда черпало ее. Чтобы было у него питание постоянно. Правильно делает опытный садовник, потому что растение, которое получает подпитку извне, не имеет нужды в том, чтобы его корни вгрызались в землю. Но если будет сильная засуха, оно завянет. И если будет сильный дождь или буря, оно искоренится, погибнет. То же и с человеком. Господь, конечно, видит наши скорби, Он может помочь, чтобы человеку стало легко. Есть понятие благодати Божией. Когда она нисходит на человека — кто крестился в сознательном возрасте, помнит это, да и так бывают моменты, например, когда мы только пришли к Богу, начали подвизаться, — все нам легко, на душе радостно, все страсти отступают, люди кажутся добрыми. Но если мы так будем жить все время, то не сможем познать себя, свою греховную сущность. А мы должны войти в то состояние, в котором пребывал Макарий Великий, которого называли земным Богом. Когда Ангел Господень предупреждал, чтобы он не превозносился, он отвечал: «Чем превозноситься мне, когда душа моя, подобно развратной блуднице, питается смрадом нечистых помышлений, приносимых бесами». Казалось бы, такой великий святой! — а он в сердце своем вот такое видел... Святые, молясь непрестанно Богу, видели в своем сердце источники зла, который имеет постоянное действие, видели, что непрестанно враг искушает. И сердце где-то там, в глубине, сочувствует этому.

Конечно, нам в такое состояние прийти еще пока трудно, хотя мы это должны понимать о себе. Если уж святые о себе так думали, то что говорить о нас.

Но при этом, конечно, очень важно, осознавая и понимая это, не унывать. Уныние — вещь очень страшная. Помните, о преподобном Серафиме Саровском: «топнув ножкою, святой старец с силою и восторгом сказал: “Нет нам дороги унывать; ибо Христос все победил...» . Уныние называют страстью самой страшной. Почему, скажем, не страсть гнева, или многословия, или блудная? Потому что уныние лишает душу духовной силы, у человека наступает духовное оцепенение, он будто бы засыпает. «Воздремала душа моя от уныния», помните, в 18-м псалме Давида? И еще, состояние лени и уныния всегда рядом стоят. Уныние связано бывает с такой душевной тоской, что не хочется жить человеку, он видит все в сером ужасном цвете, плохо все! Этого надо избегать. Когда такое состояние приходит, надо непрестаннго молиться Богу и благодарить Его, как нам советует святитель Игнатий (Брянчанинов): «Слава Тебе, Боже наш, достойное по делам моим приемлю». Потому что виноваты, что в таком состоянии находимся, только мы сами. Потому что благодать Божию, что нам дана была, расточили, возносились сердцами своими, сытые Дарами Божиими, как говорил святитель Иоанн Кронштадский, покаяния никакого не приносим.

Но нужно понимать, что нельзя постоянно в таком состоянии находиться. Сокрушение о своих грехах — это совсем не уныние. И понимание того, что ты далек от идеала, далек от совершенства, от нормы даже далек, — это вовсе не повод для того, чтобы себя уничижать, уничтожать внутренне, говорить, что ты — никто, и только помирать тебе сейчас осталось. Нужно понимать, что достойны мы ада, но, в то же время, и надеяться на милосердие Божие. Мы грешники, но мы — Божии, потому что мы хотим Спасения и верим в Бога, надеемся, что Он нам поможет. Когда человек будет повторять постоянно «Господи, достойное по делам моим приемлю», отойдет эта скорбь уныния от человека. Человеку станет легче, а затем Господь подарит ему еще и милость.

Несение креста в Крестопоклонную неделю может благотворно повлиять на душу человека. Потому что человек должен уметь ходить без посторонней помощи. Так бывает с ребенком, когда мать однажды отпускает его руку, чтобы укрепились его ноги, аппарат вестибулярный заработал и так далее. То же происходит и с нами. Как говорит митрополит Афанасий Лимассольский, Бог — лучший педагог в мире, Он знает, как воспитывать нас, детей Своих. Поэтому все, что от руки Его, хотя иногда и непонятно бывает, почему и за что, нужно принимать таким образом: «Достойное по делам моим приемлю, Господи, спаси и помилуй, а я буду терпеть и молиться». Мне не хочется, но я буду молиться. Мне не хочется поститься, но я буду заставлять себя. Я буду стараться. У меня уныние, а я буду ему сопротивляться.

Вот этого я хотел бы пожелать всем нам, потому что мы должны знать и понимать, что все время мы находимся на войне. Брань не прекратится никогда, пока мы не достигнем Бога в земной форме бытия нашего. Нам предстоит еще сдавать последний экзамен, окружат наш одр смертный демоны бесчеловечные. Где ангелы будут стоять, рядом с нами или поодаль, потому что не боролись мы со своими грехами, все откладывали. Собственно, и стараемся мы ради того, чтобы то, что нам дал Господь, сохранить и приумножить, чтобы избежать скверны, потому что ничто нечистое в Царство Божие не войдет.

Вспоминая образ Креста Христова, вспоминая о Его подвиге за нас, в котором проявилась великая любовь, на какую никто из нас не способен, будем преданы Господу нашему Иисусу Христу.

Аминь.

Подготовила Татьяна Снегирева. При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Выксунской епархии обязательна.