Выксунская епархия

Память свт. Николая Чудотворца, 19 декабря 2014г.

Память свт. Николая Чудотворца, 19 декабря 2014г.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Так Промыслом Божиим устроилось, что сегодня в этом древнем храме, намоленном, старинном, совершается архиерейское богослужение. Это всегда праздник особенный, особенно если он – престольный.  Это трепетное духовное событие, которое переживают все прихожане этого храма и те, кто ими не является.  Ведь постоянных прихожан здесь всего пять или шесть, а остальные приезжают сюда, любя этот храм.  Это люди, которые когда-то родились здесь и жили, люди, которые как-то заехали сюда просто посмотреть, помолиться, а потом стали приезжать постоянно, потому что древних храмов, их не так много, а уж XVII-XVIII веков – тем более. Храмы, которые не закрывались и не разрушались, их тоже по пальцам можно пересчитать. И в них сохраняется особый дух, как в народе говорят, намоленности.  Намоленный храм! – это действительно чувствуется, несмотря на то, что, как и любое здание, храм подвергается разрушительному действию времени. Но дух молитвы, дух благодати Божией в таких храмах ощущается особенно. Здесь родившиеся люди в жизнь Церкви входили через Таинство Святого Крещения. Здесь же люди, вступая в брак, создавая семьи, получали благословение Божие на освящение брачного союза. Здесь каялись в своих грехах, плакали перед Богом, свою скорбь Богу открывали и получали от Него милость и радость.  Те же люди отходили в последний путь, каялись и переселялись в небесные обители. А за тех, кто не успел покаяться, молилась вся Церковь, чтобы они по Божией милости, по нашим убогим молитвам достигли бы все же Царствия Божия, избавились бы от вечных мук. Поэтому, конечно, такие храмы особенные. Радостно здесь молиться, и теряется ощущение того, что живешь в XXI веке. Чувствуешь, что  ты – в Теле Христовом, а Тело Христово – это благодатный организм, он – над временем. Церковь – это корабль, который продолжает свое шествие. И неважно, сколько времени прошло, важно, что у Бога все живы.

Сегодня – память удивительного святого русской земли. Некоторые считают, что святитель Николай – русский святой, и в России родился, и поэтому русским здорово помогает. Хотя это совсем не так. Он жил в IV веке, и вообще, он из Азии, и жизнь его проходила, а он и не знал, где это такая Россия. Тем не менее, он стяжал через постоянный труд над собой милостивое сердце. И эту милость он являл часто, многократно, каждый день. Он не мог заснуть, если он кому-то не оказал помощь. Вот такой был удивительный святой! С ним была благодать Божия.  Потому мы и называем его не только милостивым святым, а еще и правилом веры и образом кротости. В нем была такая сильная твердая вера, что, по Преданию, он даже от ревности Божией ударил еретика Ария на первом святом Никейском Соборе. Конечно, больше всего мы чтим его за скорую помощь: он скоропомощник в скорбях, в нуждах, в каких-то тяжких обстоятельствах жизни, когда срочно необходима помощь. Он помогает людям по всему миру. Напомню, что Санта-Клаус – это святитель Николай. И это он носит по всей Европе детям подарки.  Это у нас из Великого Устюга Дед Мороз приезжает, какой-то дедушка непонятный, а у них – Николай Чудотворец. И там, в Западной Европе традиции добрые: в Христово Рождество они чтят память святителя Николая, помнят, что это он щедро одаривает детей. И сами стараются: у них много акций благотворительных, очень развито социальное служение. А у О. Генри есть трогательный рассказ «Дары волхвов» о том, как на Рождество дарят друг другу люди подарки, и иногда случаются курьезны.

Каждый из нас стремится к счастью. Так уж человек устроен: каждый стремится к блаженству. Только, к сожалению, находят его совсем не там, где нужно. И Господь наш Иисус Христос призывает нас к стяжанию радости и счастья максимального, которое только возможно человеку познать и почувствовать. Но Он говорит, что Царство его не от мира сего, и радость эта совсем не земная. Она небесная, она духовная. Это такое состояние, которое  объемлет все естество человека, и такой радостью переполняется сердце и ум, настолько восхищается глубиной достижения того, что можно назвать выше естественного. Человек в один миг сподобляется такого удивительного счастья. Но когда-то это дается даром, как это дается при Крещении, особенно тому, кто крестился во взрослом возрасте и хорошо готовился к этому Таинству. Тот тогда это наверняка ощутил: на небе он был или на земле, непонятно. Вот я крестился не в младенческом возрасте, а в сознательном, будучи студентом. Но я не понимал, что это – благодать, мне никто не объяснял, я вообще не особо готовился к Крещению, так уж вышло. Но я это почувствовал и не мог понять, что же такое происходит, отчего такое состояние: так хорошо, и люди такие добрые, и птицы поют так удивительно, и листочки на деревьях по особому зеленые…  Настолько радуешься, каждая клеточка в тебе поет, и ты славишь Бога, и будто в раю находишься! Cостояние это, конечно, быстро прошло, суета мирская не дала его долго чувствовать. Но это, действительно, то состояние, стяжать которое призывают святые отцы. И оно может быть достигнуто только через образ кротости. Господь, Он очень смиренный. Он учил нас и призывал: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем». Это часто читается в Евангелии, изображается на иконах Спасителя.  Это очень важные слова!

И если бы святитель Николай не стяжал эту кротость, если бы он не смирился перл Богом, не познал себя. А это должен сделать каждый человек, чтобы прийти к тому состоянию, для начала, к которому пришел, например, Сократ: «Я знаю, что я ничего не знаю». Тот, кто кичится своим умом, интеллектом, своими знаниями энциклопедическими, чтобы он понял:  «Я знаю, что я ничего не знаю».  Потому что в океане непознанного все знания подобны маленькому островку. Ну, и если идти дальше, то человек, живущий духовной жизнью, начинает понимать, что он ничего не умеет. И тогда он начинает обращаться к Богу: «Научи меня!». За что бы человек ни брался из того, что называют Заповедями Божиими, Заветами Его, он все время натыкается на свои немощи. И тщеславие у него проскакивает, когда он делает что-то хорошее, лень его одолевает, когда нужно что-то делать. Он увлекается оценками людей, впадает в осуждение, гневается, раздражается.  И здесь человек начинает познавать то, о чем говорил Петр Дамаскин: «Тщательное исполнение Заповедей Божиих открывает человеку его немощи». Но от этого человек не унывает, а обращается к Богу и просит у Него помощи и милости. Действительно, человек – это ноль. Но когда он трудится, к этому нулю Господь прибавляет единицу. Об этом говорил Паисий Афонский. И тогда человек преуспевает. Но фундамент – всегда смирение. Вот это первое, что отличало святителя Николая.

Смирение нужно понимать правильно. Святитель Николай имел великое мужество. Он противостоял сильным мира сего, если нужно было поступить правильно, по правде, если было нужно защитить людей, он это делал, не боясь ничего. Вы знаете, что он был в заключении много лет, и это его не сломило. Поистине смиренные люди видят свою духовную немощь, но это не значит, что они слабые, пассивные и бесхребетные, совсем нет! Когда-то, что я перечислил сейчас, называют смирением, это не правильно. Это карикатура на смирение. Святитель Николай учит нас, каким должен быть смиренный человек.

Насчет милости в народе ходят такие истории: идут, скажем святители – Николай Чудотворец, Иоанн Златоуст и Василий Великий, все одетые в праздничные белые ризы. А мимо едет мужик на телеге. Застревает он в грязи, надо бы ему помочь. А святители говорят: «Надо, но нам же службу служить. Испачкаемся».  Один только Николай Чудотворец идет и помогает, не боится испачкаться. Вот поэтому мы молимся: летний Никола, зимний Никола, обретение мощей святителя Николая, и каждую неделю в четверг вспоминается святитель Николай – усердные священники на Повечерии читают святителю Николаю канон. Таким милостивым он был, что просто не может, не хочет народ его забывать, а постоянно призывает его в своих молитвах. Он является покровителем многих городов, многих стран. Всем без разбора – верующий человек, неверующий, - как милосердный самарянин когда-то, святитель Николай, видя, что человек нуждается в помощи, дает ее. Он делал это при жизни, делает и сейчас. И вот что интересно, была какая-то область, в которой он жил, служил, благотворил при жизни. Хотел, может, делать это еще больше, но тело не дает, мешает. И спать нужно когда-то, и перемещаться на большие пространства он не мог…  А по смерти он помогает всему миру. Кто только его призовет его, он откликается. Вот сколько человек может вместить в свое сердце этой любви к людям, сострадания!  

И у нас ведь есть такая возможность. Сейчас в любую точку планеты можно перечислить деньги страждущему человеку, есть интернет, даже в банк идти не надо! Все это можно сделать дома, и даже не с компьютера, а с телефона. Пожалуйста, оказывай милость, есть множество благотворительных фондов. Или, например, один человек живет в Нижнем Новгороде, а другой – на Дальнем Востоке. Что стоит позвонить и сказать: «Прости меня, Христа ради! Обидел тебя когда-то, покоя не нахожу». Это тоже милость. Может, человек и виноват, но мы, отстаивая свою правду, не хотим мириться, а человек ходит из-за нас в таком страшном искушении, в неприятии и осуждении. У нас столько возможностей подражать святителю Николаю в полной мере!

И здесь следует вспомнить одну из Заповедей Блаженства: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут». И вспомнить слова апостола Павла: «Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет». И то, что они приобретет здесь как сокровище духовное, с этим и пойдет в Царство Божие. Потому что то, что ты отдаешь другому, то поистине является твоим. Современные греческие старцы говорят, что ты таким образом собираешь сокровища в небесном банке, в котором не евро и доллар скачут, а в котором все в порядке, потому что все духовное, совершенно другое. И это не синица в небе. Это реальное состояние души, от которого человек не может отказаться. Когда он поймет, что такое благотворить, то… Как-то один из молодых людей, который, с полным карманом денег, готов был броситься с моста, поскольку ничего уже ему не было надо. Хотеть нечего, жизнь – развратная и беспорядочная, все ориентиры и идеалы потеряны, и вдруг увидел он человека нуждающегося. Решил отдать ему деньги, которые уже и не нужны были. И понял, что ради радости, которую он увидел у получившего деньги, стоит жить.

Вот еще случай. Одна женщина просила Матерь Божию наказать своего обидчика. Долго молилась, очень уж ей он досаждал, и однажды услышала Ее голос: «Я  бы давно уже наказала, но мне препятствуют его руки». Был этот человек очень милостивым.

Мы должны помнить, что у нас очень много грехов. И не надо быть такими самонадеянными, что перед смертью скажем мы: «Господи, помилуй!», и Он нас помилует. Надо еще суметь это сказать. Потому что у нас может быть такое состояние, что мы не сможем это сделать. Может, и разума не будет. И надеяться на то, что Бог есть любовь, и Он помилует, и оставлять в себе внутри  черную дыру большую, и думать, что немного помолившись в храме, мы уже верующие – нет, не надо. Надо сердце свое размягчать через милостыню, милостыню не обязательно материальную, она может быть и духовной. Вот как разжимается ладонь, так и сердце наше размягчается. И если все время стараться это делать, тогда Господь будет рядом, будет защищать нас, помогать нам. И, самое главное, мы почувствуем в жизни радость. И мы почувствуем в жизни радость, а ведь многие из нас и наших близких и знакомых радости этой уже и не чувствуют, хотя, казалось бы, материально все в порядке. Потеряли радость. Потому что в семье не хотели любить – детей, жену или мужа. И живут теперь, как чужие. Или развелись. Бывает, что и на работе такие отношения, что не в радость она, хочется убежать скорее. Даже в монастырях бывает такая обстановка: пять сестер, и как скорпионы в банке. Ну что делить-то? О спасении души своей надо думать, так нет, какие-то амбиции… Все время человек создает себе какие-то трудности вместо того, чтобы оказать милость другому человеку. Лучше самому пострадать, а другому оказать милость. Вот так было бы хорошо, по Божиему. Конечно, это непросто. Легко говорить.  Тем не менее, Заповеди, которые нам дает Господь, они не тяжки, Он это Сам говорил. И если мы прислушаемся к слову святителя Игнатия: «Уготовьтесь на скорби, и скорби облегчатся», укрепитесь на труды, и труды облегчатся. Если мы проявим решимость и волю, конечно, Господь нам поможет, в душе мы почувствуем радость и счастье, вот как на сегодняшнем празднике, и в душе у нас всегда будет Пасха!

Храни вас всех Господь Cвоею благодатью!

Подготовила Татьяна Снегирева. При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Выксунской епархии обязательна.