Выксунская епархия

Память прп. муромских князей Петра и Февронии, 8 июля 2015 г.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Вот уже по давно сложившейся традиции мы отмечаем память преподобных муромских князей Петра и Февронии здесь, на Вачской земле.  Это государственный и церковный праздник - день семьи любви и верности.

Муромская земля – это тоже наша земля, она находится недалеко от нас. Отрадно, что мы тоже празднуем на этой земле этот праздник, памятуя предание, согласно которому именно здесь, на другом берегу Оки, остановились благоверные князья для того, чтобы передохнуть, и здесь же они приняли послов из града, откуда были изгнаны, для того, чтобы им вернуться назад.

Сегодня читалось евангельское слово о Царствии Божием. Господь наш Иисус Христос учил о Царствии Божием часто и много. В Евангелии сохранились Его притчи о Царствии Божием.

Сегодня мы слышим такой образ Царствия Божьего: оно подобно горчичному зерну, которое меньше всех семян на земле, но которое, когда вырастает, становится больше всех деревьев, и птицы небесные укрываются в тени его ветвей.

Еще Царствие Божие подобно трем мерам муки, в которые женщина положила закваску, пока не вскисло все. А что такое Царствие Божие? Кто-то может быть думает, что Царствие Божие это что-то далекое, непостижимое, неосязаемое и непонятное. Отчасти это будет правдой. Но с другой стороны, Господь говорит о том, что Царствие Божие вполне осязаемо, его можно почувствовать, его можно узреть. Что же такое Царствие Божие?

Господь говорит, что оно открывается внутри нашего сердца: «Царство Божие внутри вас есть». Оно не придет приметным образом, как вы можете видеть телесными очами. Оно внутри вас есть. Что такое Царствие Божие? Это мир, радость, любовь и покой. Это совокупность всех признаков, которыми мы наделяем слово счастье. Вот что такое Царствие Божие. В этом смысле все просто. Каждый из нас когда то испытывал мир души, покой, радость, любовь и счастье. Только здесь, на земле, к сожалению все это временно. Мы понимаем, что за счастьем следует несчастье, за радостью – огорчение, за любовью бывает злоба и ненависть. Непостоянно это земное счастье, если человек пытается найти его без Бога. Это бывает и в личной жизни, и в семейной жизни, которой мы посвящаем сегодняшний день, это бывает и в жизни общественной. Без Бога не до порога. От чего человек бывает плох? От того, что забывает, что над ним Бог, как говорил прп. Амвросий Оптинский. И счастье настоящее человеку может принести жизнь в Боге и с Богом, жизнь по духовным законам, которые отражаются  в заповедях.

Заповеди Божии – это призывы к этой счастливой жизни и предостережение, чтобы мы не делали того, что может разрушить нашу жизнь. Более того, разрушить жизнь тех людей, которые окружают нас. Разрушить жизнь семейную, разрушить жизнь общественную.

Итак, Царствие Божие внутри нас есть. А как же раскрыть его в себе? И что это за притча такая про маленькое семя, которое потом возрастает. Как это понять? И вот здесь Господь открывает очень важную истину: человек, который старается жить согласно воле Божией, не замечает, как он духовно совершенствуется, потому что главная заповедь, которую дал Христос, это заповедь смирения, заповедь нищеты духовной, когда человек объективно оценивает себя со стороны. Это очень важно понять, потому что без этого никакая добродетель не может привести человека к Богу, а наоборот может его затмить.

В жизни каждый из нас знает это по себе. Если у нас есть какая то добродетель и люди нас похвалили за это, то мы начинаем себя ценить, постоянно помнить, что мы такие то. Самооценка повышается и, в конечном счете, приводит к гордыне. Очень даже неплохо, когда человек знает какое-то дело и хорошо его делает, но, к сожалению если бы человек был свят и светел, это бы ему не мешало. Но человек поврежден грехом, и эта страсть мешает ему насладится тем духовным добром, о котором мы говорили. Мешает гордость очень. И когда человек постепенно, шаг за шагом, последовательно, старается жить духовной жизнью (а это определенная система), когда он молится утром и вечером, и в течении дня старается хранить память Божию, когда он погружает свой ум и сердце в содержание Священного Писания, (а оно боговдохновенно, это не просто плод человеческих воспоминаний и философия, через Евангелие Господь обращается к нам), старается как может видеть свои немощи, недостатки, памятуя заповедь о нищете духовной, он постепенно приближается к Богу. Добродетели, которые явил Христос в Своей жизни, в Своих словах, становятся присущи этому человеку, становятся неотъемлемой его частью. И с ним происходит вот что: грешный человек не может не грешить; праведный человек может грешить, а может не грешить; а человек святой не может грешить. Это еще называется непадательным состоянием. Вот то древо, в которое вырастает маленькое семя веры, данное нам в благодати крещения. Вот так оно может вырасти, и примером этому могут служить святые благоверные Петр и Феврония Муромские, в иночестве Давид и Ефросиния. Именно они воплотили в своей жизни эту притчу и исполнили заповеди Христовы: любить ближнего и любить Бога. Они смогли это сделать, поэтому мы и прославляем их за любовь, верность друг к другу, за веру, благодаря которой они, претерпев многие скорби и искушения, не только не потеряли любовь и доверие друг к другу, но приумножили ее.

Настоящая любовь не может быть без доверия друг к другу, и доверия не может быть без любви. Эта любовь должна быть правильной, а не переодетым эгоизмом, когда я люблю человека, пока мне он доставляет удовольствие: душевное, телесное. Как только это пропадает, любовь начинает остывать, и потом мы слышим: я разлюбил, я разлюбила. А настоящая любовь в основе своей имеет желание служить другому человеку, любить его таким, какой он есть, со всеми его немощами и недостатками. Настоящая любовь видит в близком человеке образ Божий, ценит его свободу. Если сильно любишь, то будешь доверять, а без доверия любовь невозможна.

Еще очень важно: когда ты будешь хранить верность, как заповедь, без которой невозможна брачная жизнь, то эта верность будет таковой по существу горения сердца – это естественное свойство любящего сердца.

Петр и Феврония показали нам пример этих важных добродетелей, без которых невозможна крепкая, твердая семейная жизнь. И дай Бог нам следовать их примеру. Аминь.

 

Пресс-служба Выксунской епархии. При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Выксунской епархии обязательна.