Выксунская епархия

О блудном сыне, 8 февраля 2015г.

О блудном сыне, 8 февраля 2015г.

Проповедь сказана в Николаевском Георгиевском женском монастыре в селе Абабково Павловского района 8 февраля 2015г.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Всечестные отцы, матушка игумения, дорогие сестры, братья, паломники!

Эти недели, как вы знаете, являются приуготовительными к светлому и радостному, хотя и претрудному поприщу Великого Поста. На прошлой неделе мы вспоминали о мытаре и фарисее; эта неделя дает нам образ того, как должен чувствовать себя грешник, как должен чувствовать себя человек для того, чтобы оправдаться. Каждый из нас, имея веру в Бога, должен ходить перед Ним в правде и истине. И вот, правильное состояние человека – это когда он не смеет поднять глаза к небу, укоряя себя в грехах, и просит у Бога, чтобы Он помиловал его, грешного. И Господь говорит, что мытарь ушел более оправданным, чем тот человек, который считал, что он угождает Богу и поступает по правде, потому что и милостыню творит, и постится, и так далее и так далее.

В неделю о блудном сыне, в которую мы вошли сегодня, мы приводим себе на ум ту важную истину, которая заключается в том, как важно, осознав свои грехи, вернуться к Отцу Небесному, от которого мы отпали, блудно живя и расточив свои имения. У сына было все, он находился в любви отца. У него была полнота благ, но, тем не менее, он взял то, что, как ему казалось, ему принадлежало, и расточил все это, живя блудно, живя распутно. И начал он нуждаться в стране той; все вы знаете эту притчу. Почему же он ушел от отца? Очень важно нам понять, почему мы уходим от Бога? Почему мы грешим, закрываем глаза и не стремимся часто к Свету, хотя в нас, казалось бы, есть вера? С одной стороны, конечно, наше состояние – состояние падших созданий. Мы, к сожалению, находимся в состоянии страшной духовной болезни, в том состоянии, которое святые отцы называют первородным грехом. С другой стороны, есть наша злая воля, которая устремляется к греху. Нам желательно жить свободно и комфортно. И страсти, которые стучатся в двери  нашего сердца, к сожалению, начинают обладать нами, когда мы не хотим отречься от своих греховных желаний.

Святой Иоанн Кронштадский говорит о том, что мы грешим, потому что сыты от Даров Божиих и возносимся своими сердцами. Вот что произошло с этим сыном, которого называют блудным. Он был сыт от даров своего отца, конечно, под ним подразумевается Отец наш Небесный. Он вознесся сердцем своим, решил поискать еще больших для себя радостей, благ и счастья. Ведь почему человек уходит? Но, в конце концов, враг его обманывает. И он нищенствует, он бедствует, потому что грехи, страсти, они омрачают душу человека, делая его несчастным. Да, какое-то время он находится в каком-то таком злом сладострастии, а затем чувствует горечь, тоску уныние, и сильно страждет. Важное, чему учит эта история, это тому, что вернуться к Отцу Небесному нужно. Вернуться, осознав, что без Него действительно человек ничего творить не может. И очиститься от страсти он не может. И обрести вновь  потерянное счастье не может человек, не вернувшись к Богу, не раскаявшись, не покаявшись…

И не нужно думать, что это будто бы так просто, как в притче: осознал, пришел к Отцу Небесному, и Он обнимает, возвращает сыновнее достоинство, хотя тот и говорил  Ему: «Прими меня в число наемников своих, я уже недостоин и сыном называться», такое вот покаяние у него было. Нужно понять, что шел он к Отцу Небесному долго, и пока шел он по этому пути, сколько ему нужно было претерпеть, потрудиться! Он ничего не ел и не пил, шел из последних сил… Вот так и нам нужно стараться возвращаться к Отцу Небесному, как бы ни мучили нас ужасные страсти, как бы не связывала нас путами эта суетная жизнь. Мы должны стремиться к Отцу Небесному, просить у него помощи и преодолевать то неизбежное сопротивление, которое сопутствует возвращению к Богу. И тогда Господь даст нам благодать. По словам Паисия Афонского, который говорит: «Сделай, что можешь, и еще немножко. И тогда  придет благодать Божия».

И она придет, потому что Бог, Он не злобен. И никогда не мстит человеку за его грехи. Бог, как сказано, милосерд и сострадателен, и Он  многомилостив. Нет ни одного человека на земле, как Богочеловек Господь наш Иисус Христос. И Он ждет каждого из нас, ждет, чтобы мы покаялись. Ждет, чтобы мы обратились к Нему и радуется, когда человек от греховной жизни возвращается к жизни чистой и светлой, когда ему хочется молиться, когда он постится не потому что нужно, а потому что он желает хоть как-то, хоть чем-то угодить Богу. А пост – это самая маленькая, самая первая ступенька. И сейчас мы уже начинаем духовно к посту готовиться. Заботясь, Церковь сообщает нам необходимые важные мысли и чувства, чтобы мы понимали, как, с какими мыслями и настроениями, нужно подходить к Великому Посту.

Ну, и конечно, мы сегодня чтим память новомучеников и исповедников Российских. Когда-то давно, 23 года назад, Русская Православная Церковь в первый раз торжественно отметила это великое событие, был назначен день почитания новомучеников и исповедников Российских. С большой радостью многие православные люди вот уже два десятилетия в этот день их вспоминают, светло празднуют. И неизменно в этот день служатся панихиды, когда мы вспоминаем всех замученных за веру в годы лихолетья. Многих имена сегодня открыты, и мы поминаем их, как святых. Но имена многих сокрыты для нас, и Церковь заботится о том, чтобы никто из них не был забыт.

Почему такое произошло? Говорить можно многое. Часто обвиняют в этом интеллигенцию. С одной стороны, это правильно, ведь именно интеллигенция обычно брала на себя миссию спасения народа как наиболее просвещенная часть общества. К сожалению, когда были сбиты духовные координаты, когда интеллигенция заразилась идеями, противными Богу и богоугождению, естественно, что ничему не могли ее представители научить простой народ. Народу они продолжали оставаться чужими, но, в то же время, народ, как ни странно, вот эти плохие идеи начинал воспринимать.  С другой стороны, виноваты и сами люди Церкви: архиереи, священники, миряне; виноваты, потому что увлеклись обрядовой стороной православия. С детства люди знали все молитвы и праздники, знали, как перекреститься, к какой иконе подойти, но ушла из жизни горячая вера в Бога и молитва. Жизнь по Евангелию перестала быть светом для очей человеческих. Вот в чем проблема: сделать все, как положено по обряду, а сердце оставить в покое. Такое состояние, когда есть внешнее делание, а внутреннего – нет, можно назвать фарисейским. Это и привело к страшной революции, потому что духовные люди ослабели, не могли противостоять сатанинской силе. Государство можно сравнить с человеческим организмом. Как человек заболевает? Поселяется в нем какой-то вирус, до поры до времени человек этого даже не замечает. И вдруг болезнь  резко обнаруживается. Она может даже закончиться летальным исходом.  Так бывает и с душой человека. Враг ждет, он очень долго терпит, хитро сплетает всевозможные сети. А человек, погружаясь в пучину греха, продолжает думать, что все в порядке. И вот, враг захлопывает, стягивает сеть, и человек бьется и мучается, но не может выбраться из этой сети. То же самое было и с Россией. В те времена никто и подумать не мог, что начнутся такие страшные гонения. Православные помнят, а мир об этом и не вспоминает; об этом и не задумываются особо. Этот период еще только предстоит переосмыслить: как же в православной стране допустили такие страшные гонения, что они превзошли даже гонения начала церковной истории? Гонения дикие! Вы знаете, наверно, что Русская Православная Церковь за период начала ХХ века дала миру мучеников больше, чем за всю историю Вселенной. До сих пор сосчитать до конца не могут, сколько на одном только Бутовском полигоне было расстреляно! По разным данным исчисляются сотнями тысяч, миллионами, - люди, пострадавшие за веру, без суда и следствия расстрелянные, закончившие жизни свои в страшных лагерях, от голода и холода погибнув. А многие – в психиатрических больницах погибли. А многие – несли подвиг исповедничества, и свеча их жизни быстро затухла, потому что здоровье было подорвано страшными нечеловеческими условиями. Какой они оставили нам завет? Нужно нам крепче верить! Святой митрополит Вениамин Петроградский из камеры, в которую был заключен, перед самым своим расстрелом, о котором знал, писал удивительные слова о том, что больше веры нужно иметь не только мирянам, но и пастырям.  Забыть свою ученость, знания, и твердо и искренне верить в Христа. Удивительно, что в Санкт-Петербургской семинарии и академии студенты, учащиеся во время жизни великого светильника и угодника Божиего Иоанна Кронштадского, не шли к нему! Они был рядом, а они не шли! МитрополитВениамин (Федченков), будучи известным церковным писателем, вспоминает: «Не горели мы, не горели!». И вы знаете, что именно семинаристы, академисты стали в первых рядах этой страшной революционной смуты, стали ее идеологами, деятелями. И митрополит Вениамин Петроградский писал еще вот такие удивительные слова: «Я радостен и спокоен, как всегда. Христос наша жизнь, свет и покой. С Ним всегда и везде хорошо». А святая преподобномученица великая княгиня Елисавета, которая живою со многими своими родственниками была сброшена в шахту в Алапаевске, одна из всех осталась жива, и прожила еше, по всей видимости, несколько дней, писала перед своей страшной смертью: «Мне жалко русских людей, вот этих революционеров. Они похожи на больных детей». Удивительное чувство понимания того, что грех – это болезнь страшная! И нужно потерпеть, нужно не озлобляться, не мстить, а постараться найти в себе силы любить и прощать. И конечно, благодаря их молитвам, их предстательству престолу Божию свершилось чудо второго Крещения святой великой Руси. И многие из стоящих здесь обрели это второе крещение. Ведь многие из тех, что были крещены в детстве, к Богу пришли в зрелом возрасте. А кто-то еще до сих пор идет. И это как раз благодаря той удивительной перемене, которая произошла у нас в стране, которую тоже никто не ожидал. Хоть и не было уже таких гонений, но под прессом, под пятой Церковь постоянно находилась, и развиваться церковная жизнь не могла. Нельзя было исповедовать свободную веру. И вдруг буквально за небольшое время и радость возрождения церковной жизни в Боге сияем нам, мы все свидетели этому, и сейчас многое от нас зависит. Времена непростые, как вы знаете, со вне – нападения, изнутри – страхи. Но верующий человек никогда не должен бояться. Потому что скорбь и теснота сердцу человеческому,  если он не помнит о Боге. И наоборот. Если человек со Христом, то с Ним всегда и везде хорошо. Но к Богу идти – это не поле перейти. Дорога эта узкая, врата – тесные, как Господь говорит, и нужно трудиться.  

Нужно трудиться, и вот эти недели, предшествующие Великому Посту, нас этому научают. Дай Бог, чтобы мы трудились осмысленно, осознанно. Чтобы мы понимали, что все – пост, молитва, аскеза наша посильная, чтение Священного Писания, святых отцов – должно помочь нам приблизиться к Богу любовью. Полюбить нудно Бога, поставить Его в центр своей жизни. И тогда мы поймем, как нужно относиться к ближнему, как его правильно любить всем сердцем своим, жертвовать собою, не жалея себя. И дай Бог, чтобы новомученики и исповедники Российской земли в этом нам содействовали своими молитвами, вдохновляли бы нас своими житиями, потому что их жизни – подвиг и страдания – очень многому могут научить. Дай Бог нам черпать, взирая на их подвиг силу веры в Бога, несмотря на страшные бесчеловечные гонения, страшные условия жизни и пытки, которые они терпели. Действительно, если Бог за нас, то кто против нас? А чтобы Бог был за нас, мы должны быть с Богом, должны каждый день своей жизни стремиться к Нему: «Господи, помоги нам!».

Матушку игумению поздравляю с юбилеем обители, радостно, что он происходит в этот День новомучеников и исповедников Российской земли. Будем надеяться, что по их молитвам обитель ваша будет, прежде всего, духовно укрепляться. Строить всегда трудно, возрождать всегда трудно, но трудности эти понятны. Здесь алгоритм один. А возрождение духовное, конечно, всегда процесс сложный и, можно сказать, творческий. Обучению науке из наук, искусству из искусств – духовной жизни – нужно следовать всю жизнь. Есть в народе такие слова: «Век живи, век учись, умным будешь». А в духовной жизни так: человек учится и старается всю жизнь, и понятно, что абсолюта достичь невозможно, и к Богу приблизиться так, чтобы слиться с Ним – тоже, потому что Он – творец, а мы – твари. Но, тем не менее, человек есть образ и подобие Божие, и может в свое время достигнуть полноты блага и счастья, которое дает Господь любящим Его. И образ отца, который лобызает и обнимает своего сына, забывая его грехи и возвращая ему сыновнее достоинство, – дай Бог, чтобы этот образ всегда перед нашим мысленным взором находился, чтобы подражали мы блудному сыну, который был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

Аминь.

Подготовила Татьяна Снегирева. При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Выксунской епархии обязательна.