Выксунская епархия

Сынами Отечества нарекутся

Николай Чопенко: «Если бы сейчас сказали - Николай Михайлович, ты согласен еще послужить матушке-России? - я, не задумываясь, ответил бы: «Так точно!» Мне на «гражданке» неуютно, тяжело. Потому здесь все неопределенно, все неточно, все на авось. Если говорят: «сейчас», то оно может быть и через час, через два. Кто-то позволяет себе опаздывать, кто-то может вообще не прийти, сказать и не сделать. В армии нет мелочей, потому что любая мелочь стоит жизни. Когда ты видишь, как на твоих глазах гибнут однополчане, ты волей-неволей начинаешь задумываться, понимать это».

 

К вере Николай Михайлович пришел будучи еще военным. Помогал в Саваслейке восстанавливать храм. Как-то раз батюшка сказал ему фразу, которая запомнилась навсегда: «Вы, военные, счастливые люди, потому что всю свою жизнь посвятили служению Отечеству. В мире же нет ничего больше и выше этого. Вам осталось немножко — послужить Господу. Каким образом? Вы уж решайте сами».

Все устроилось Божиим Промыслом. В 90-е годы прошлого столетия, когда стала возрождаться православная вера и начали восстанавливать храмы, Николай Михайлович познакомился с отцом Геннадием Колоколовым и по его рекомендации стал проректором по воспитательной работе в Выксунском духовном училище. В этой должности он отработал семь лет.

25 февраля 2005 года был отслужен молебен перед началом всякого доброго дела, и с этого момента пишется история организации «Православные витязи», которую возглавил Николай Чопенко.

 

 

Кстати, название организации было дано не случайно. Однажды Николаю Михайловичу на глаза попалась заметка про Рязанский Свято-Тихоновский монастырь и их «Православных витязей». Николай Михайлович не стал изобретать велосипед, а испросил разрешения у рязанского Владыки и отправился в соседнюю область. Коллеги не только охотно поделились с гостем опытом пятилетней работы и названием, но и от души порадовались тому, что «Православные витязи» будут «тиражироваться» не только в Рязани, но и в других городах.

Уже тогда Николай Чопенко понимал, что «Православные витязи» должны будут стать не только названием новой организации, но и стилем жизни для будущих воспитанников. Причем ему хотелось не просто воцерковить ребят и привести их к Богу, а воспитать патриотов своего Отечества, духовно-нравственных личностей, которые творят историю. Таких как Александр Суворов, Александр Невский, Дмитрий Донской, Федор Ушаков...

Николай Михайлович подчеркивает, что в свете событий, происходящих на Украине, где люди отказались от веры, истории, традиций, это особенно актуально. «Нам необходимо обратить пристальное внимание на процесс воспитания, не упустить подрастающее поколение, взрастить в нем стержень, дух, который в итоге побеждает, поскольку сам человек слаб», - говорит наставник.

 

Примечательно, что первых учеников у Николая Чопенко было 12. Как раз по числу апостолов... Сейчас подопечных больше сорока, и для Выксы это неплохое число.

 

Кто же такие на самом деле православные витязи?

- Это воины Христовы, это проповедники сегодня», - Николай Михайлович не зря называет их апостолами. - Своими делами, внешним видом ребята проповедуют нашу веру. На груди у них нашивка: «Православные витязи», а на правом рукаве изображен Крест Господень. Их девиз - «С нами Бог! За веру и Отечество!». Будь они сейчас на Украине, для снайперов это мишень №1. Неслучайно ведь раньше татаро-монголы запрещали православным священникам носить облачения, поскольку самой одеждой они проповедовали веру.

Быть православным витязем не так просто, как кажется. Весь день расписан по минутам. Помимо школьных и домашних обязанностей предусмотрены ежедневные двухчасовые занятия. Воскресенье не является исключением. В свой единственный выходной ребята должны отстоять службу в храме, после чего сесть за парты. Спектр осваиваемых предметов для православных витязей широк: общефизическая подготовка с элементами рукопашного боя, медицинская, строевая, огневая, начально-военная подготовка, пожарно-прикладной спорт, Устав Вооруженных сил России, пение, православие. Судя по программе, получается небольшой кадетский корпус, созданный при Церкви. И каждый предмет, подчеркивает Николай Михайлович, важен. Для чего, казалось бы на первый взгляд, нужно пение, тем более для мальчишки? Но, как показала практика, оно помогает раскрываться человеку, учит выражать мысли. Не зря кто-то из мудрых сказал: хочешь узнать народ, послушай его песни. Военному же человеку без песни нельзя, она поднимает дух солдата.

 

 

Ко всему прочему ребята все делают сами - моют посуду, полы, и бунтов на корабле нет, напротив, с удовольствием заступают в наряд.

Согласитесь, такую нагрузку выдержит не каждый. Но те ребята, которые проходят эту школу, становятся истинными воинами. Есть и еще один важный момент, который отличает «Православных витязей» от секций и клубов по интересам. Вступая в организацию, ребята в храме, целуя Крест и Евангелие, присягают на верность Богу и Отечеству. А это значит, что если православный витязь нарушает торжественное обещание, на него ложится грех клятвопреступления.

- Православные витязи, в первую очередь, это образ жизни, - повторяет руководитель организации. - И в наши ряды мы принимаем только тех, кто готов изменить свои сегодняшние взгляды и систему ценностей.

Жизнь показывает, как нелегко быть примером для подражания. Ребята носят форму, а она многому обязывает. Ведь это не гражданское платье, которое ты надел, снял и бросил где попало. Форма — это символ мужества, доблести, чести. Неслучайно раньше человека в форме считали защитником, именно к нему обращались за помощью.

Раз в месяц ребята стараются исповедоваться и причащаться. Тем самым православный витязь шлифует себя, работает над собой духовно. Это очень важно, ведь не каждый ребенок задумывается о причинах своих поступков и их последствиях.

 

 

Авторитет среди подопечных Николай Чопенко завоевывает каждый день, каждым своим шагом. Любой ребенок - хороший психолог, он прекрасно чувствует фальшь, поэтому доказывать ему приходится не словами, а делами. Командир всегда должен быть аккуратен, подтянут, «подшит», на занятиях ему приходится прыгать и кувыркаться вместе с воспитанниками, а уж собрать-разобрать автомат он обязан на «пятерку с плюсом».

Чтят, поддерживают православные витязи и традиции великих русских полководцев. Например, Александра Суворова, который перед тем, как вручить награды героям, посвящал их Господу - заносил в алтарь, а лишь потом раздавал воинам. Так повелось и у «Православных витязей». Организация вступила в ассоциацию рукопашного боя. Ребята становятся призерами соревнований, а на следующий день идут в храм, отдают награды священнику, который освящает их в алтаре и возвращает победителям. При этом витязи не присваивают победы себе, зная, что награда дана им Богом, чтобы поддержать воина Христова. Посудите сами, как можно, занимаясь рукопашным боем всего три месяца, на соревнованиях стать вторыми среди 12 команд и более 100 участников? Оказывается, возможно все, если идти на бой, помолившись Господу, Архистратигу Михаилу.

Есть у «Православных витязей» и знаки отличия. Так, за прохождение 21-дневных военно-полевых сборов ребятам дается подвеска. По их количеству можно судить, сколько сборов прошел витязь. Имеется и особый значок «Долг и честь». Ребята также могут стать обладателями тельняшки, а затем и синего берета, который считается высшей наградой. Если витязь его заслужил, значит, на него можно положиться и в больших делах, и в малых.

Не все выдерживают сложную науку школы мужества. Но те, кто преодолел трудности, прошел этот путь до конца, нисколько не жалеют затраченных усилий.

 

И право, юноши могут гордиться собой, а организация гордится ими. Среди выпускников «Православных витязей» есть ребята, которые уже отслужили в армии и были участниками Парада на Красной площади, посвященного 300-летию Военно-морского флота, есть те, кто участвовал в разминировании московского метро. Да мало ли испытаний приготовит судьба для настоящего мужчины...

Ребята стараются быть с Богом, и он невидимо помогает им - посылает нужных людей, помощников, советчиков. А когда витязи подрастают, сами становятся для кого-то поддержкой и оплотом.

В этом году «Православные витязи» переехали в новое благоустроенное здание – в игуменский корпус Выксунского Иверского женского монастыря, настоятельницей которого является игуменья Антония. Примечательно, что именно матушка была первым попечителем организации и окормляет «Православных витязей» и по сей день. Сейчас у ребят есть комнаты для занятий и тренировок. Ремонт помог сделать епископ Выксунский и Павловский Варнава, который услышал, увидел, а главное, поверил в «Православных витязей». О таком подарке витязи мечтали 9 лет.

 

 

За десять лет сделано немало - наработана своя программа, введены предметы, которые необходимы мальчику для его совершенствования, для будущей жизни. Да и подготовка выксунских «Православных витязей» не уступает уровню кадетских корпусов и военных училищ. Такую высокую оценку ребятам дают во время прохождения военно-полевых сборов.

Нередко можно услышать в адрес православных витязей, что они отличаются от других детей, и не только поведением. У них, говорят, лица другие, взгляд другой. Взгляд воина Христова.

Сегодня с выксунскими «Православными витязями» готов сотрудничать Мулинский кадетский корпус МЧС. Тропинка прокладывается и в Ивановскую академию МЧС. Ребята давно дружат с министерством чрезвычайных ситуаций – принимают участие в соревнованиях по пожарно-прикладному спорту, выступая за 8 отряд ОФПС г. Выксы. Дорога им открыта и в Рязанское воздушно-десантное военное командное училище. Вот уже 5 лет совместно с «Православными витязями» г. Рязани на базе центрального полигона ВДВ России проводятся летние военно-полевые сборы.

 

 

В Нижегородской области наши «Православные витязи» - первопроходцы. Они хотят доказать самим себе, родителям, городу, государству, как меняется человек, когда в основе личности лежит духовность. Ведь целью ВОВПО «Православные витязи», подчеркивает Николай Михайлович, является не только воспитание солдата, воина, но, в первую очередь, достойного гражданина, главы семьи.

А вот что касается военной подготовки, то без нравственной основы, вне православия, по мнению Николая Чопенко, она может привести к губительным последствиям как для личности, так и для государства. Беспринципные рейнджеры воюют там, где больше платят, история богата такими примерами.

- Очень важно, чтобы основы православия закладывали и в военных училищах. Ведь из них выходят будущие офицеры, командиры, которые принимают решения, отвечают за судьбы людей. Одно дело, когда это доверено верующему человеку, другое — тому, у которого нет ни веры, ни страха Божьего. Это особенно следует учитывать, имея в арсенале современное оружие, - говорит Николай Михайлович. И развивает мысль: - У нас есть хорошие примеры для подражания. Это российские военачальники, слава наших Вооруженных сил, люди отважные, сильные и искренне верующие, несущие в душе любовь к Родине и к Богу. Не стоит забывать, что Церковь и армия сотрудничали еще со времен Владимира Мономаха и выполняли одну роль — защищали Отечество. Когда произошел разрыв, мы многое потеряли, но дух оставался. Сегодня мы пытаемся восстановить единство Церкви и армии. Мы знаем, что русская армия непобедима, потому что с нами Бог, а где Господь, там и победа!

 

 

4 мая «Православные витязи отметили 10-летний юбилей. В празднествах, приуроченных также к наступающему юбилею Великой Победы, приняли участие епископ Выксунский и Павловский Варнава, руководитель епархиального отдела по взаимодействию с ВС и ПО протоиерей Владимир Булатко, настоятельница Иверского женского монастыря игумения Антония и другие. В этот день в адрес православных витязей звучали слова поздравлений:

«Дай Бог огню любви к Родине и Церкви православной в сердцах наших ребят гореть ярко и долго. Пусть будут они достойными сынами Отечества своего!» - желали наставники.

 

Наталья Фоминых. Материал опубликован в газете Выкса@.ru 20 мая 2015. Фото Елены Чопенко и Татьяны Снегиревой. При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Выксунской епархии обязательна.