Сергиевское общества трезвости в Павлове
В 1890 году в городе Павлово, тогда еще торгово-промышленном селе Горбатовского уезда, по благословению епископа Нижегородского и Арзамасского Владимира (Петрова) организовали приходское общество трезвости. Инициатором его создания являлся протодиакон павловского Троицкого собора Иоанн Александрович Невский. В своем прошении к архиерею отец Иоанн написал такие слова: «В селе Павлово пьянство, хотя по счастью и не проявляется в виде бесшабашного разгула, представляет тем не менее серьезное бедствие, особенно выражаясь в форме запоя. Запою подвержены нередко лучшие мастера, теряющие в нем благосостояние, здоровье и силы. Мне известны многие такие мастера, удрученные сим нравственным недугом и до сих пор неимевшие сил, не смотря на все старания, преодолеть его. Мысль, что объединение всех павловцев, борющихся с пороком пьянства, под сению Церкви, поможет им превозмочь сию пагубную страсть, и побудила меня попытаться основать общество трезвости».
Первоначально во время Великого поста 1890 года к обществу присоединилось 15 человек, затем постепенно количество членов его возросло до 34 человек. Спустя три года членами этой новой церковно-общественной организации являлись уже 55 жителей Павлова. В одном из опубликованных отчетов общества есть рассуждение о том, почему павловчане поддержали это движение: «Что же влечет в наше общество людей пьющих и трезвых, бедных и достаточных, неграмотных и образованных, людей светских и лиц духовных? Ведь общество наше не дает никаких выгод и даже требует хотя и небольших затрат. Одержимые пьянством ищут в обществе поддержки в тяжкой борьбе с этим страшным, губительным недугом. Другие, которые сами не подвержены пьянству, не страдают от него, идут в общество потому, что ясно видят весь вред пьянства для народа, для всей России».
Для своего общества павловчане выбрали небесным покровителем св. прп. Сергия Радонежского. Первоначальный устав общества был составлен 19 августа 1890 года. Спустя два года, 16 октября 1892 года, его утвердило епархиальное начальство. Главный пункт его гласил: «Общество трезвости в селе Павлове во имя преподобного Сергия имеет целью бороться с пороком нетрезвости и вообще содействовать нравственному подъему местного населения во славу Божию». Согласно уставу, членские взносы участников были минимальные, по 10 копеек ежемесячно. Полученные средства, в основном, расходовались на выписку через почту книг и журналов. Руководство осуществлялось Советом общества, в состав которого избиралось пять человек из членов организации.
В 1893 году в Нижегородской губернской типографии по распоряжению губернатора Николая Михайловича Баранова тиражом в 300 экземпляров было издано сочинение протодиакона Иоанна Невского под заглавием «Соблазнительно-умеренное и неумеренное употребление опьяняющих напитков есть грех, или верный способ избавиться от винопития».
В 1894 году на средства бывшей московской мещанки Марии Матвеевны Антоновой, ставшей жительницей Павлова, ревнители трезвого образа жизни, добровольно отказавшиеся от употребления алкоголя, заказали для себя образ св. прп. Сергия Радонежского. Впоследствии эту икону освятили на святых мощах преподобного в Троице-Сергиевой лавре, а затем доставили в Павлово. Сама жертвовательница при передаче иконы написала в сопроводительном письме такие слова: «По предварительному соглашению с обществом трезвости мною заказана была в Сергиевской Лавре икона преподобного Сергия, так и по размерам точную копию крышки гроба угодника [то есть крышки от раки, в которой покоились мощи преподобного – прим. авт.]». Новая павловская святыня был установлена в Павловском Троицком соборном храме. Члены общества трезвости брали эту икону для традиционных крестохождений по селу и на торжественные молебны. Перед этой святыней в Троицком соборе павловчане публично давали обет трезвости.
В том же 1894 году члены общества получили от светских властей разрешение на открытие в Павлове приходской чайной, в которой бы они могли собираться и проводить свои мероприятия. На стенах чайной были развешаны различные плакаты и афиши, рассказывающие о вреде пьянства, здесь же бесплатно распространялись книги и брошюры религиозно-нравственного содержания, проводились благотворительные концерты и театральные постановки. И каждый воскресный день собирались общие собрания членов общества, которые обязательно начинались с пения тропаря прп. Сергию, затем происходило публичное чтение книг, а также статей духовного и поучительного содержания.
Ежегодно 18 июля, в день памяти св. прп. Сергия (дата обретения его честных мощей), в Павлове собиралось годичное торжественное собрание членов этой организации. Начиналось все с богослужения в Троицком соборе, а после Божественной литургии и молебна св. прп. Сергию уже вне храма, в помещении чайной, зачитывался отчет о деятельности общества за истекший год. Торжественное богослужение совершалось также и 8 октября, в день праведной кончины св. прп. Сергия, когда во всех павловских храмах звучал благовест.
В 1900 году руководство павловского общества обратилось в Министерство внутренних дел и Святейший Синод с просьбой разрешить им изменить типовой общероссийский устав, ранее утвержденный для подобных организаций. Основным аргументом для изменения устава было то, что типовой устав «не соответствует воззрениям и желаниям членов общества, людей зрелого возраста, с религиозным направлением, и любителей церковности, которые желали бы образовать церковное общество трезвости». Измененный и утвержденный в Санкт-Петербурге устав был напечатан отдельной брошюрой (1000 экземпляров). При этом всего лишь за один год весь этот тираж разошелся, и возникла необходимость издавать этот документ еще раз.
Наряду с уставом руководством общества (его советом) были составлены и напечатаны специальные памятные «билеты», своеобразные грамоты-свидетельства для членов павловского общества. Всего их было три вида: для почетных членов, для действительных членов и для тех жителей Павлова, кто разделял позиции трезвости и нравственности, – именовали эту категорию как «соревновательные члены», то есть те, кто ревнует за трезвый образ жизни и поддерживает его.
Первая грамота имела такое содержание: «Билет почетному члену общества, что в с. Павлове, Горбатовского уезда Нижегородской губернии» – далее в него вписывались имя и фамилия участника, а затем говорилось: «Общество трезвости позволяет себе выразить Вам свою сердечную признательность за оказанные Вами большие услуги тому делу, которому служит общество. Вследствие чего на годичном торжественном собрании своем 5 июля [по ст. стилю – прим. авт.] 19 [...] года, в день покровителя общества преподобного Сергия, провозгласило Вас своим почетным членом».
Вторая грамота: «Билет действительному члену Сергиевского общества, что в с. Павлове, Горбатовского уезда, Нижегородской губернии», где было написано: «Удостоверившись в Вашей трезвой жизни и торжественном обещании и впредь не употреблять спиртных напитков доколе состоите в обществе трезвости, а также в служении целям его: распространении среди населения сведений о трезвенном союзе и его задачах, выяснении греха и вреда пьянства, отклонении от сквернословия, азартных игр и грубых забав, общество приняло Вас в действительные члены».
Третья грамота: «Билет члену соревнователю Сергиевского общества, что в с. Павлове, Горбатовского уезда Нижегородской губернии» с продолжением: «Удостоверившись в Вашей безукоризненной жизни и в том, что Вы, хотя и не давали обществу обета полной трезвости, но тем не менее ведете саму приличную жизнь и вполне сочувствуете задачам, Сергиевского общества трезвости, которое и утвердило Вас своим членом соревнователем».
Благодаря протодиакону Иоанну Невскому участники этой организации смогли организовать прекрасный церковный хор, который участвовал в праздничных торжественных богослужениях во всех местных приходских храмах. В дальнейшем было принято решение построить в Павлове для членов общества свой храм в честь св. прп. Сергия Радонежского. Для воплощения задуманного был создан специальный строительный комитет. На протяжении нескольких лет собирались средства на возведение новой церкви. Самым первым жертвователем на это благое начинание стал святой праведный Иоанн Кронштадский, приславший для павловского общества трезвости 200 рублей. Местные жители первоначально пожертвовали на церковь более 1000 рублей.
6 июля 1903 года по благословению епископа Нижегородского и Арзамасского Назария (Кириллова) на павловской Троицкой горе состоялась торжественная закладка нового храма. В этот день в России отмечали память священной коронации Государя Императора Николая II. В основание храма после молебна поместили памятную доску со следующей надписью: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа, основалася сия церковь в честь и память преподобного отца нашего Сергия игумена Радонежского чудотворца, при державе благочестивейшего, самодержавнейшего Великого Государя нашего Императора Николая II, при святительстве протодиакона Невского и жителей Троицкой горы...».
Протодиакон Иоанн Невский, кроме строительства нового храма при павловском обществе трезвости, занимался также созданием при нем воскресной школы, где он сам на благотворительных началах преподавал Закон Божий и пение, а жена станового пристава Е.П. Красотская в ней проводила занятия для женщин.
Деятельность отца Иоанна была отмечена Святейшим Синодом различными наградами: 19 апреля 1882 года он был Всемилостивейше пожалован серебряной медалью «За усердие», а затем сопричислен к ордену св. Анны III степени. Сочиненный отцом Иоанном специальный гимн для трезвенников впоследствии стал гимном всего трезвенного движения России в начале XX века.
Отец Иоанн не был уроженцем Павлова, однако по своим многочисленным миссионерским и просветительским трудам он, бесспорно, являлся павловским патриотом. Родился он в 1839 году Балахне в семье дьячка (псаломщика). После окончания нижегородского Сергиевского духовного училища был псаломщиком в одной из сельских церквей. В 1862 году в селе Катунки он открыл в своем доме церковно-приходскую школу, в которой стал впервые учителем. В 1874 году его перевели служить диаконом в село Павлово, в Троицкую соборную церковь. Здесь же он был учителем пения в двухклассном земском училище. В 1882 году он задумал открыть при соборе церковно-приходскую школу, для чего за свой счет приобрел доску, парты и все необходимое и опять в собственном доме стал обучать детей. Школа эта находилась в доме диакона до 1889 года, а затем по его инициативе на церковные средства смогли выстроить для нее специальное здание. В 1897 году Павловская общественность отмечала 35-летие педагогической деятельности протодиакона Иоанна.
25 февраля 1904 года протодиакон Иоанн Невский скончался. Похоронили его у алтаря Троицкого собора, рядом с могилой его супруги Ирины Михайловны Невской, которая умерла значительно раньше своего супруга – 16 марта 1878 года (в сорокалетнем возрасте).
Большой каменный с шатровой колокольней Сергиевский храм для членов павловского общества трезвости после смерти главного вдохновителя этого движения возводили очень долго по причине нехватки денежных средств. Из-за начавшейся в 1905 году Русско-японской войны, а впоследствии и Первой мировой возможности по сбору пожертвований среди павловских жителей значительно сократились. Эту церковь не успели освятить до революции. В советское время деятельность общества трезвости была полностью прекращена.
В 1928 году местные власти в поисках строительных материалов приняли кощунственное решение взорвать Сергиевский храм ради того, чтобы получить кирпич и щебень. Эта церковь стала первой из числа павловских святынь, которую уничтожили безбожники. Невзирая на всеобщую антирелигиозную политику, подобное скоропалительное и безумное решение приветствовалось далеко не всеми. Вот как сообщила об этом событии «Рабочая газета» в апреле 1928 года: «...с необыкновенной быстротой, достойной лучшего применения, – павловские головотяпы уже выполнили свой разрушительный план. Шестнадцать взрывов разрушили здание...». Автор данной публикации сожалел, что церковь не была отдана под производственную артель: «...здание стоимостью в сотни тысяч раскрошено на щебень, а уцелевшие от ее обломки кирпичи проданы уездному здравотделу за какие-то шесть тысяч. Вопиющее это головотяпство не должно остаться безнаказанным для «подрывников» из уездного Павлова-на-Оке».
Сегодня единственными свидетельствами деятельности павловского Сергиевского общества трезвости являются публикации в дореволюционной нижегородской печати и немногочисленные архивные документы, на основе которых удалось подготовить данную публикацию.
Ольга Дёгтева, историк
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Выксунской епархии обязательна. 19/02/2021.