Выксунская епархия

Подвиг веры: священники Димитрий и Алексий Шевлягины

На окраине села Смирнова Дивеевского района одиноко  стоит колокольня. Ветхий деревянный остов. Это всё, что осталось от построенного в 1731 году Благовещенского храма. Рядом с руинами установлен стенд, рассказывающий об истории народной святыни.

 Её история завершилась в ноябре 1938 года, когда в Благовещенской церкви совершилось последнее богослужение и венчание молодой пары. История села сохранила их имена – Николай и Татьяна Кузьмичевы. После этого храм закрыли навсегда. Священник уехал ночью в неизвестном направлении.

На рубеже веков

Чем же интересно нам село Смирново и  утраченная ныне церковь? Прежде всего тем, что здесь на рубеже  ХIХ-ХХ веков  в священнической семье Шевлягиных появились на свет два мальчика, Дмитрий и Алексей, которые впоследствии будут нести служение Богу на Сосновской земле. Храм в честь Нерукотворного Образа Спаса в рабочем поселке  Сосновском  и храм Владимирской иконы Божией Матери в селе Сурулово станут последними пристанищами на их пути к спасению.

*Имена священников Димитрия и Алексия Шевлягиных высечены на мемориальной плите, установленной на стене храма в честь Нерукотворного Образа Спаса

 

Родом из Смирнова

Мы приехали в село Смирново субботним утром, и первое, что попалось нам на глаза -  мельница. Недействующая ветряная мельница, заброшенная еще в советские годы.

Проезжаем дальше  и видим небольшой действующий храм-часовню,  рядом миниатюрный памятник погибшим воинам.

Над синим куполом поблескивает на солнце позолоченный крест. Храм освящен в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.  На мемориальных плитах памятника высечены фамилии погибших жителей села:  Шакины, Санкины,  Шевлягины. Их потомки  до сих пор живут в Смирнове.

Отыскать в здесь дом, где жили потомки  многодетной  семьи Шевлягиных, оказалось несложно. Его нам  показала местная жительница Валентина Каганова, муж которой  приходился внучатым племянником Дмитрию и Алексею Шевлягиным.

Сейчас здесь размещен скит одного из женских монастырей Республики Мордовия. Хозяев в доме не было, но Валентина показала нам их обустроенное жилище, в котором мы увидели  много икон и духовной литературы. Бродя  по пустынным комнатам, смотрели на лики святых,  и возникало ощущение, что жизнь  священнической семьи не оборвалась, а продолжает теплиться в этом деревянном доме  в тихом зеленом селе.

В семье Павла Дмитриевича и Любови Ивановны Шевлягиных было одиннадцать детей:  Дмитрий, Алексий, Александра, Владимир, Николай, Мария, Иван, Анна, Леонид, Татьяна, Клавдия.

 

 

Служение на Сосновской земле

Старший сын Дмитрий  окончил Нижегородскую духовную семинарию и, после рукоположения в сан священника, в июне 1916 года вместе с женой Евгенией Александровной приехал в  Сурулово, где стал настоятелем храма в честь Владимирской иконы Божией Матери. Тогда ему было 24 года.

В марте 1917 года у них родился сын Вячеслав, а в 1919 году – Александр. В 1925 году отца  Дмитрия переводят в Сосновское в  храм в честь Нерукотворного Образа Спаса. Семья переехала вместе с ним.

В 1937 году батюшку  арестовали по обвинению в контрреволюционной агитации, а  8 сентября, в престольный праздник Владимирского храма, батюшку расстреляли. Его возраст на тот момент был 44 года.

Из воспоминаний старейшей  жительницы рабочего поселка Сосновского Марии Михайловны Сорокиной:

«В школьные годы моей лучшей подругой была Любаша Шевлягина, младшая дочь батюшки. У Любы было два брата:  Слава и Саша, и старшая сестра Маргарита. Я любила приходить в дом Шевлягиных, где царила добрая и спокойная атмосфера. Здесь постоянно были слышны звуки музыкальных инструментов, особенно детям  нравилась  гитара. Я всегда тянулась в это уютное, доброе место, где всё было искренне и просто. Их небольшой деревянный дом до сих пор стоит на улице Краснофлотской. Духовная, благородная и удивительно музыкальная семья Шевлягиных берегла православные русские традиции и память о своих предках. В 37-м году этой глубоко верующей семье довелось пройти через страшные испытания. Люба училась в 5 классе, когда арестовали ее отца. Большая трагедия не только для их семьи, но и для всех, кто знал и уважал Шевлягиных. Вскоре осиротевшая семья переехала в Горький. Дети невинно репрессированного священника стали достойными и порядочными людьми».

 

После перевода в 1925 году отца  Дмитрия в Сосновское, настоятелем храма в Сурулове стал его родной брат – священник Алексий Шевлягин.

Он был на шесть лет моложе Дмитрия, родился 30 января 1898 года. Когда в стране произошла революция, ему было 19 лет и являлся учеником  Нижегородской духовной семинарии. Октябрьский переворот прервал учебу, шла гражданская война.

Несмотря на гонения на верующих, Алексей не изменил своего решения служить Богу и  в начале 1920-х годов его рукоположили в сан священника.В Сурулове отец Алексий служил около трех лет.

5 июля 1928 года его арестовали, а спустя четыре месяца приговорили к трем годам ссылки в Казахстан.

Здоровье отца Алексия в ссылке было подорвано, он  болел. После освобождения ему запретили проживать во многих селениях Нижегородского края. В 1941 году по доносу он был вновь арестован. Со слов внучатого племянника, жителя Дивеева  Алексея Каганова, их семейное предание сохранило факт о том, как после ареста отца Алексия его долго разыскивала  жена и обнаружила мертвым в вагоне поезда в Чебоксарах. Арестованного батюшку этапировали в Казахстан, однако  в пути он тяжело заболел и умер.

 

«Историю не передалаешь»

О горькой судьбе братьев-священников  Алексею Каганову рассказывала его бабушка Анна Шевлягина, которая приходилась им двоюродной сестрой.

– На память об отце Димитрие  и отце Алексии у нас сохранилась старинная  книга с личной подписью священника Димитрия, – говорит Алексей Алексеевич. – Это наша семейная реликвия. Сейчас она хранится у моего брата Сергея, который живет в Сарове. Историю не переделаешь, но сталинские репрессии нельзя оправдать, – убежден Алексей Алексеевич. – Современному обществу, нашим детям и внукам необходимо напоминать о том страшном времени, которое выпало на долю наших недавних предков. Репрессии – это зло, которому  нет оправдания.

Наша поездка в Смирново и попытка найти потомков священнической династии – это еще один шаг в дело увековечивания памяти земляков, защищавших  русскую веру и православные храмы.

Мы покидали Смирново со светлыми чувствами. Было радостно, что село живет. Уютная Благовещенская церковь – это видимое свидетельство возрождения здесь духовной жизни.

 

 

Текст и фото Марины Бригатовой.

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Выксунской епархии обязательна. 04/08/2021.