Выксунская епархия

Павловское викариатство

 

Павловское викариатство на территории Нижегородской и Арзамасской епархии существовало в период с 1920-1929 гг. Оно получило название по уездному городу Павлово (до 1918 – село Горбатовского уезда, статус города с 1919, ныне административный центр Павловского района).

Начиная с 1816 года, в Павлове действовал крупный единоверческий приход при Богоявленской церкви. К 1918 здесь находилось восемь приходов, 11 храмов и 10 часовен.  Первоначально Павловское викариатство предполагалось учредить как единоверческую епископию на основании пункта 19 определения Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг., касающегося единоверия (принято 7 марта 1918) и во исполнение указа Патриарха свт. Тихона (Беллавина), Синода и Высшего Церковного Совета от 23 июня 1919 г. об увеличении числа епископов. Однако потом, при учреждении, оно не получило статус единоверческого. В дальнейшем местом пребывания единоверческого епископа в 1922 году стало заволжское село Бор, а кафедра именовалась Керженская (по реке Керженец).

Указом от 11 декабря 1919 года Патриарх свт. Тихон известил Нижегородского архиепископа Евдокима (Мещерского) о принятом постановлении назначить епископом Павловским, викарием Нижегородской епархии, протоиерея Александра Надежина (Надеждина; ставшего впоследствии епископом Вологодским и Кадниковским); архиерейскую хиротонию последнего по пострижении его в монашество предполагалось совершить в Петрограде. Указ патриарха и Синода об учреждении Павловского викариатства (наряду с другими новыми викарными кафедрами Нижегородской епархии) последовал 12 декабря 1919 года. 20 декабря копия этого указа была направлена в Нижний Новгород  архиепископу Евдокиму.

В 1919 году Павловскому викарию вверялось духовное окормление Павловского и Ардатовского уездов Нижегородской губернии; впоследствии к Павловскому викариатству был присоединен Выксунский уезд. Епископия включала около 90 приходов, 1 мужской и 5  женских монастырей. 

31 декабря 1919 года архиепископ Евдоким направил настоятелю Троицкого Островоезерского мужского монастыря игумену Сергию (Теплову) уведомление о том, что в скором времени на Павловскую кафедру будет «назначен особый Епископ, как управляющий полусамостоятельной епархией». Архиепископ Евдоким поручил игумену Сергию «приготовить в своем монастыре помещение для будущего архиерея, настоятеля монастыря». Однако епископ Александр (Надеждин) не возглавил Павловское викариатство.

После вторичного обращения и телеграммы в Синод архиепископа Евдокима 19 марта 1920 года на Павловскую кафедру был назначен бывший настоятель посольской церкви в Константинополе архимандрит Ювеналий (Машковский).

 

 

В ответ на это решение сам архимандрит Ювеналий прислал в Н-Новгород телеграмму: «Благодарю за доверие. Спешу выехать». 25 апреля 1920 года в нижегородской Мироносицкой церкви состоялась его архиерейская хиротония. В пространной речи при наречении им были сказаны следующие слова: «Волею Божией и изволением Святейшего Патриарха и Святейшего Синода я призываюсь на епископское служение в богоспасаемый град Павлов; призываюсь в крайне тяжелое время, когда ясно чувствуется, что многое старое уже изжито, а новое еще ни создано... Решил возложить надежды на небесное предстательство Пресвятой Богородицы, столь дивно прославившей себя здесь неизреченными милостями и чудотворениями; на молитвы великого носителя сана архиерейского Святителя и Чудотворца Николая и сонма святителей, окружающих на небесах Божий престол; на небесную помощь великого угодника Божия, преподобного Серафима Саровского, объявшего своею любовью тот край, где мне предстоит подъять бремя архипастырских трудов...».

 

Согласно личным письменным отчетам епископа Ювеналия он прибыл на пароходе по реке Оке в Павлово 3 мая 1920 года. На следующий день в павловском Троицком соборе он совершил первое богослужение на новой кафедре (молебен Пресвятой Богородице) и познакомился с местным духовенством, 9 мая отслужил первую Литургию, а вечером того же дня в присутствии трёх тысяч верующих возглавил чтение акафиста перед местной чудотворной Смоленской иконой Божией Матери. Вечером 17 мая, «согласно настойчивому желанию граждан», епископ Ювеналий возглавил многочисленный крестный ход вокруг города, в котором участвовали до 10 тысяч жителей Павлова и окрестных поселений. Поскольку в Павлове не было монастырей, владыка Ювеналий  стал настоятелем Троицкого Островоезерского мужского монастыря близ села Ворсма (ныне город). В то время в монастыре подвизались игумен, восемь иеромонахов, два иеродиакона, три монаха и пять послушников. Традиционные крестохождения с хранившейся в обители чудотворной Казанской иконой Божией Матери по Нижегородскому, Арзамасскому, Лукояновскому и Павловскому уездам продолжались до 1927 года.

В июне 1920 года с разрешения Ворсменского волисполкома из Троицкого монастыря на архиерейскую квартиру в Павлове перевезли необходимую мебель. На пожертвования приходов и монастырей Павловского викариатства в Павлове отремонтировали дом, где помимо квартиры епископа размещались канцелярия и епархиальный совет. Троицкий собор города Павлова получил статус кафедрального. В машинописной газете «Нижегородская церковная жизнь» за 1920 год, издаваемой в Нижнем Новгороде архиепископ Евдокимом, сообщалось, что в Павлове помещение для епископа «...устроили отлично, истратив на это значительную сумму». Также отмечалось, что в Павловском викариатстве организован «Союз советов приходов», а для детей при храмах епископии с разрешения властей ведется преподавание Закона Божия. При кафедральном соборе и Воскресенской церкви действовала бесплатная столовая для бедных, в которой в праздничные дни кормили до 100 человек. Дважды в неделю епископ Ювеналий проводил внебогослужебные беседы для мирян: по воскресеньям после вечерни в кафедральном соборе, по четвергам – в Никольской церкви. На личной печати павловского викария была евангельская фраза: «Христос — моя сила».

Из сохранившихся подробных отчетов епископа Ювеналия известно, что он регулярно объезжал подведомственные ему уезды, совершал богослужения на приходах и в женских монастырях: Абабковском во имя святителя Николая и великомученика Георгия Победоносца, Дальне-Давыдовском в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали», Кутузовском Богородицком, Серафимо-Дивеевском во имя Святой Троицы и в Выксунском в честь Иверской иконы Божией Матери. В этих женских обителях он совершал монашеские постриги, а 1921 году с целью их сохранения способствовал регистрации при них приходов из мирян и учреждению монашеских сельскохозяйственных артелей.

Епископ Ювеналий управлял Павловским викариатством до весны 1922 года (с июня или с августа 1922 года он уже имел титул  епископа Ардатовского). В конце 1922 года вместе с архиепископом Евдокимом уклонился в обновленческий раскол.  25 января 1923 г. постановлением Президиума ВЦУ он был уволен на покой, с назначением местожительства в Смоленской епархии. С 1926 года  Ювеналий (Машковский) обновленческий митрополит Одесский, с 1928-1929 — Киевский, а наследующий год ушел на покой. В 1935 году принес покаяние и был восстановлен в сане епископа. Проживал в городе Владимире. 6 марта 1936 г. митрополитом Сергием (Страгородским) назначен епископом Брянским, но 26 апреля был арестован во Владимире с группой духовенства. 21 сентября 1936 года приговорен к 5 годам в исправительно-трудовой лагерь. 12 апреля 1941 года владыка Ювеналий скончался в лазарете Ветлосян Ухтижемлага Коми АССР (ныне в черте города Ухта). Кладбище, где хоронили заключенных умерших в лазарете, сегодня уничтожено.

По благословению Патриарха свт. Тихона на Павловскую кафедру в 1922 году был определен настоятель Спасо-Преображенского кафедрального собора в Кремле нижегородский протоиерей Александр Похвалинский. Последний подал архиепископа Евдокиму прошение о наречении его во епископа без монашеского пострига и с оставлением мирского имени. Он принял рясофор и 9(12?) июня 1922 года в Нижнем Новгороде.

 

 

Его наречение состоялось 29 июня (по новому стилю), в праздник явления Тихвинской иконы Божией Матери, после всенощного бдения в Сормовской Александро-Невской церкви. Во время наречения им были произнесены такие слова: «Изволением Вашим, по действу Промысла Божия, я призываюсь к высшему служению Святой Церкви — быть епископом Павловским... Но вот снова призыв и уже прямо к Епископству, и притом в такое время тяжелое и тревожное, когда Церковь Православная испытывает тесноту со стороны врагов ее веры, когда неверие усилилось в стране нашей, когда стало слышно всюду и везде отрицание Бога...». Он был хиротонисан во епископа Павловского уклонившимися к тому времени в обновленчество архиепископом Евдокимом, Печерским епископом Варнавой (Беляевым) и Лукояновским епископом Поликарпом (Тихонравовым).

30 июля 1922 года епископ Александр (Похвалинский) в селе Бор (с 1927 поселок, с 1938 город) участвовал в хиротонии архимандрита Павла (Волкова) в единоверческого епископа Керженского, викария Нижегородской епархии. В период с июля 1922 по август 1923 гг. существовало обновленческое Павловское викариатство, под руководством «митрополита» Евдокима (Мещерского) и его последователя «архиепископа» Иоанна (Миртова). 

25 августа 1923 года епископ Александр возвратился из обновленческого раскола в каноническую Церковь. Патриарх Тихон подтвердил законность его архиерейской хиротонии и оставил на Павловской кафедре. После кончины Первосвятителя епископ Александр присутствовал на Архиерейском совещании Русской Православной Церкви 12 апреля 1925 г. и в числе 60 архиереев в тот же день подписал акт о передаче высшей церковной власти Крутицкому митрополиту сщмч. Петру (Полянскому) как патриаршему местоблюстителю. 9 октября 1929 года епископ Александр был переведен на новоучрежденную Богородскую викарную кафедру Нижегородской епархии, и в его юрисдикцию вошло большинство приходов Павловской епископии. В дальнейшем Павловское викариатство не замещалось.

В связи с изменением административно-территориального деления Нижегородской губернии (до 1932 года Нижегородский край, затем Горьковский край) в состав новой Богородской епископии с 1929 года входили: Дзержинский, Богородский, Павловский и Сосновский районы.

В сане архиепископа с 24 января 1937 года владыка Александр (Похвалинский) находился на покое. 27 июля 1937 года он был арестован в городе Богородске по лживому обвинению как участник церковно-фашисткой подпольной организации.  Расстрелян 11 декабря 1937 года и погребен в безвестной могиле на полигоне Горьковского НКВД.

По постановлению Синода от 15 марта 2012 года из состава Нижегородской епархии выделена Выксунская и Павловская епархия, вошедшая в образованную в тот же день Нижегородскую митрополию.

 

Статья подготовлена на основе архивных документов Российского государственного исторического архива (г. Санкт-Петербург), Центрального архива Нижегородской области и современных публикаций по истории РПЦ.

 

Ольга Дёгтева, историк

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Выксунской епархии обязательна. 24/04/2019.