Выксунская епархия

Крестный путь Анастасии Андриановой

В воскресной школе при храме в честь Нерукотворного Образа Спаса в Сосновском собирают материал об  исповеднице веры.

Рассказывает директор Сосновской воскресной школы Марина Бригатова:

- У меня в руках рисунок, на нем изображен один из самых трагичных эпизодов в истории храма в честь Нерукотворного Образа Спаса в Сосновском.Из храма выносят иконы, а одна из прихожанок  пытается забрать образ Пресвятой Богородицы из рук безбожников.Так в воскресной школе мы изобразили духовный подвиг Анастасии Ивановны Андриановой (Верхневой). В ту же ночь она была арестована, взята под стражу как враг народа  и закончила свои дни в лагерях ГУЛАГа на Колыме.

Я помнила о еесудьбе, но всегда хотелось  узнать больше, прикоснутся к  последним месяцам ее жизни на суровой земле Магадана, увидеть подлинные документы  и нынешней осенью у нас появилась такая возможность. В нашу воскресную школу пришла учиться девятилетняя Аня Тужилина и сразу сказала, что ее прапрапрабабушка погибла за веру. Как жемы обрадовались, узнав, что речь идёт об Анастасии Ивановне Андриановой (Верхневой). Тогда я попросила Аню и ее маму Ольгу Александровну подготовить материал о ее жизни и рассказать об этом в воскресной школе.


И вот, 19 декабря, в день памяти Николая Чудотворца, состоялся  наш волнующий и трогательный разговор о жизни, о вере, о святости.К нему Аня и ее мама подготовились основательно: изучили метрические книги церкви с. Сосновское за 1885 – 1890 годы, архивные документы, полученные из Управления МВД по Магаданской области, статьи из газеты «Сосновский вестник», написанные Клавдией Васильевной Черепковой (внучкой Анастасии Ивановны), воспоминания деда Александра Сергеевича Черепкова. И вот что мы услышали:

- Анастасия Ивановна родилась в 1867 году в Сосновском. О её детстве известно немного. Отец ее, Иван Бусаров, был крестьянином. А сама Анастасия, как и большинство крестьянских девочек XIXвека, в школе не училась и была неграмотной. С раннего утра она трудилась в поле, помогала с уборкой по дому, ухаживала за скотиной.

К сожалению, не сохранились фотографии с изображением Насти, но из архивных документов стала известно, что роста она была среднего, худощавого телосложения, сероглазая, с темно-русыми волосами.

В 18 лет Настя вышла замуж за крестьянина-середняка Ивана Васильевича Андрианова (Верхнева). Их обвенчали 19 сентября 1886 года в церкви села Сосновское. Об этом событии свидетельствует запись в метрической книге.

Вскоре молодая семья поселилась в большом двухэтажном бревенчатом доме, где ныне расположен детский сад «Рябинушка». У Ивана и Анастасии родились шестеро детей: Михаил, Александр, Василий, Иван, Анна и Елена. Иван Васильевич летом занимался земледелием, а зимой – кузнечным делом. Его жена вела домашнее хозяйство.

Анастасия была глубоко верующим человеком, часто ходила в церковь. Ее внучка, Клавдия Васильевна, вспоминала о своей бабушке: «… как бывало, войдя в избу, она долго и усердно молилась на передний угол, а потом одаривала нас гостинцами….»

Спасский храм в Сосновском на рубеже 19-20 веков.

 

Так шли годы…. Сыновня Анастасии Ивановна и Ивана Васильевича, женившись, подолгу жили в родительском доме. Семья доходила до пятнадцати человек. Всю крестьянскую работу выполняли своими силами: пахали, боронили, сеяли, молотили. Наемным трудом не пользовались. Это была большая, дружная и трудолюбивая семья. В1931 году они  были раскулачены.   Анастасия Ивановна и Иван Васильевич  выброшены из своего дома прямо на улицу. Дом, хозяйственные постройки были конфискованы и распроданы. Единственное, что получили они от своего хозяйства – кочергу, несколько ухватов и чугуны.  Тогда стариков приютил их младший сын Иван Иванович. В его доме Анастасия Ивановна жила до того злополучного дня.

В 1937 году, когда в нашей стране активно велась антирелигиозная кампания, коммунистами разорялась и наша церковь в Сосновском. Анастасия Ивановна не могла смириться с осквернением храма и бросилась на защиту святыни. Этот поступок впоследствии был расценен как преступление против советской власти.

Ночью 10 февраля 1937 года к ним в избу вошли милиционер и понятые. Начался обыск. В доме переворошили все.  Анастасию Ивановну увели.

«Дед Иван Васильевич лежал на соломенном тюфяке, сброшенном с кровати во время ночного обыска, и плакал навзрыд. Кто-то из внуков, а их было восьмеро, отпаивал деда холодной водой. Повсюду какие-то тряпки, бумаги…», – делилась воспоминаниями своей матери Клавдия Васильевна Черепкова.

Вместе с Анастасией Ивановной в ту ночь забрали двух ее сыновей, Василия и Александра, простых крестьян.

Из Справки от 27 июля 1937 года нам известно, что Анастасия Ивановна была направлена сначала в тюрьму города Горький. С собой она взяла немного денег, 19 рублей 80 копеек, которые у нее изъяли.

Анастасия Ивановна была осуждена 16 августа 1937 года Военным трибуналом Московского военного округа по статье 17-58-8 УК РСФСР на четыре  года лишения свободы с поражением в политических правах на два года и сослана на территорию Магаданской  области.

О дальнейшей её судьбе рассказывал сын Александр. Он чудом остался жив и вернулся домой в начале 1947 года.  О его воспоминаниях писала моя прабабушка Клавдия Васильевна Черепкова.

«…два состава из товарных вагонов, битком набитых арестованными, двигались по дороге в Сибирь почти месяц.  Это был, в основном, простой люд – рабочие, крестьяне, насильно оторванные от своих семей, от родных мест. И вот поезд остановился на другом конце страны. Измученные, голодные, полураздетые люди  толпились у своих вагонов. Вдруг среди монотонного говора этой массы людей дядя услышал кем-то произнесенное, до боли знакомое и родное: «Лёсак!». Не успев опомниться , он оказался в объятиях своего родного брата Василия, моего отца. Плакали, как дети, не стыдясь своих слёз, задавая друг другу бесконечные вопросы: «За что?... Почему?....Зачем?...Ответа на них не находили. В это время начал разгружаться второй состав. Это были женщины, тоже «враги народа». У вагонов стоял сплошной рёв.  Выходя из вагонов , они группировались кучками.  Мужчины притихли, видя эту страшную картину. «Господи, их-то за что?» - то тут, то там слышалось среди мужчин. Вдруг внимание дяди и отца сосредоточилось на одном знакомом полушубке. Старенькую бабушку вели под руки две женщины в сторонку от толкотни, от рева и шума. Она шла безучастная ко всему, опираясь на палку, тяжело передвигая ноги. «Мама» - мелькнуло в мысли у каждого. Они не могли поверить в действительность происходящего. Она-то почему здесь? Не сговариваясь, они одновременно двинулись к ней и остановились как вкопанные…» Это была их мать, Анастасия Ивановна. На тот момент ей был 71 год.

«….Она вздрогнула и, оглянувшись на них, медленно опустилась на землю. Плакали все трое горько и безутешно. Мать гладила их руки, лица, повторяя одно и то же: «Васенька! Ленюшка! За что?...». 


Именно в этот день Анастасия Ивановна с сыновьями прибыла во Владивосток. После этого на пароходе «Джурма» их отправили на Крайний Север.


На пароходе они плыли еще восемь дней. В Магаданскую область пароход прибыл 13 декабря 1937 года, после этого её распределили в женский лагерь «Эльген».

Из архивных документов удалось найти немного информации  о её жизни в лагере. Начальники лагерного подразделения отмечали хорошее, дисциплинированное поведении Анастасии Ивановны, писали, что она была уживчива с другими лагерными и административным взысканиям не подвергалась.


Тем не менее,  суровый климат и тяжелые, непосильные работы сказались  на здоровье старенькой бабушки и её сыновей. 14 сентября 1939 года после тяжелой болезни не стало Василия. Анастасия Ивановна тяжело переживала смерть своего сына и в скором времени заболела сама. 20 ноября 1939 года  в больнице лагеря  она умерла от воспаления и отека легких. На следующий день она была похоронена на кладбище лагерного пункта Инвалидный (23/6 км основной трассы) Магаданской области.

В нашей семье свято почитают память об Анастасии Ивановне. Память о ее отважном поступке и нелегкой судьбе  мы будем передавать из поколения в поколение.  И это важно не забывать, чтобы несправедливость и беззаконие  больше никогда не возродились в нашей стране.

Рассказ Ани Тужилиной о прапрапрабабушке произвел большое впечатление на детей и взрослых. Было горько слышать эту тяжелую историю о загубленных в безвестности судьбах. Вместе с тем, было светло и радостно от того, что история жизни Анастасии Ивановны не забылась в потоке житейской суеты, а по-прежнему продолжает волновать ее потомков, а вместе с ними и нас.

Сейчас имя Анастасии Ивановны Андриановой (Верхневой) высечено на мемориальной плите в виде креста на западной стене Спасского храма. Люди подходят, читают имена исповедников веры, о каждом из которых можно написать целую книгу. Сегодня мы вспомнили  об исповеднице веры, простой русской женщине, матери, воспитавшей шестерых детей, великой труженице. В Сосновском Анастасию Ивановну  знали почти все, но думается, никто и не предполагал, что в этой согбенной от нелегких трудов семидесятилетней женщине проявится такая сила духа, такая вера, такая любовь ко Христу и Церкви.

Пройдет совсем немного времени и о жизни и о последних днях исповедницы веры Анастасии Ивановны Андриановой (Верхневой) мы узнаем гораздо больше, чем знаем сейчас. Дело в том, что правнук Анастасии Ивановны – Александр Сергеевич  Черепков  вместе со своей женой, а, возможно, и с внучкой Аней Тужилиной  в сентябре планируют  побывать в Магаданской области.

Колымский край и Нижегородскую область отделяют несколько тысяч километров  и семье Черепковых предстоит сделать многочасовой перелет на самолете. Но расстояние не пугает людей, которые хотят ступить на ту суровую  землю, куда тысячи узников  ГУЛАГа совершили путь в один конец. Одни из них – раба Божия Анастасия и ее сын Василий.

Думается, что их потомки привезут из Колымы горсть земли, как «горсть памяти» о тех страшных временах, которые никогда не должны повториться.И мы обязательно продолжим этот необходимый всем нам разговор  о земляках, не дрогнувших в часы страшных испытаний.

Марина Бригатова. Фото Натальи Гордовой.

Документы из архива семьи Черепковых.

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Выксунской епархии обязательна. 26/01/2022