Выксунская епархия

Архимандрит Иувеналий

 

Наше знакомство с Алексеем Снегиревым состоялось в «заочной форме», по электронной почте. Вот что он говорит о себе:

 

«Уже много лет я пишу книгу о священнослужителях Сокольского района Нижегородской области. Работа основана на архивных документах, следственных делах репрессированных и воспоминаниях потомков; много хорошего фотоматериала.

Книга, которую я думаю завершить в ближайшие полгода, рассказывает о семьях духовенства периода богоборчества. И, конечно, о моей семье, также пострадавшей от репрессий.

Мои предки по отцовской линии до революции все были священнослужителями. Служили в Сокольском и Ковернинском районах, в Макарьеве, Галиче, Нерехте, Юрьевце, а потом и за рубежом. Так совпало, что у матери в роду тоже был священнослужитель – архимандрит Иувеналий»...

 

Архимандрит Городецкого Феодоровского монастыря Иувеналий родился в селе Пурех нашего Чкаловского благочиния. Именно поэтому Алексей обратился в пресс-службу Выксунской епархии: он подумал, что для православных Чкаловской земли, для жителей Пуреха будет важным знать о том, какой замечательный человек был крещен под сводами их древнего храма с 400-летней историей.

Читайте рассказ Алексея об архимандрите Иувеналии.

 

«Одно из самых ярких впечатлений детства, которое оставило неизгладимый след в моей душе, связано с селом Пурех. Часто вспоминаю, как однажды дед Виктор Александрович Седов взял меня на колокольню Спасо-Преображенской церкви. Около пяти лет он работал там звонарем, почти сразу с момента ее «второго» открытия в 90-е годы ХХ века. Помню, что мне было немного страшно, конструкция лестницы казалась ненадежной. Вначале подъёма было как-то мрачно, сыро и прохладно, внезапно взлетали птицы. Зато когда мы поднялись на звонницу, нам открылась панорама родного села. Цепочки крошечных домиков вытягивались в улицы, и мне, ребёнку, думалось, что мы оказались прямо на небе. Вид сверху очаровывал, и восторг переполнил сердце, когда дед доверил мне, семилетнему мальчишке, позвонить в один из колоколов.

 

 

С Пурехом связаны и жизни моих родных. Несколько поколений их венчались, крестили детей и причащались Тела и Крови Христовой в том же самом храме.

Сам же мой дед Виктор Александрович был внучатым племянником архимандрита Иувеналия, который возглавлял Городецкий Феодоровский мужской монастырь в начале ХХ века. Огромный фотопортрет архимандрита Иувеналия в облачении занимал почетное место на стене зала дома деда. Дед с глубоким уважением рассказывал мне про нашего родственника, монаха, который, по преданию, пропал без вести. Спустя много лет, когда деда уже не стало, мне удалось получить архивные справки, а также уголовное дело архимандрита Иувеналия.

Вот история его жизни.

27 марта 1881 года в селе Пурех Балахнинского уезда Нижегородской губернии в семье кузнеца Осипа Федоровича Погодина (дети Осипа имели двойную фамилию Нюнин- Погодин. Мой прапрадед при венчании записан как Погодин, в других же документах и даже на памятнике Нюнин) и его жены Анастасии Павловны родился сын. На следующий день при крещении в Спасо-Преображенской церкви он был наречен именем Иван. Восприемниками при крещении стали крестьянин Иван Федоров Аряшин и крестьянская девица Екатерина Васильева. (ЦАНО ф.570, оп. 10, д. 919, л 238 об. – 239). Сведений о молодости Ивана Осиповича не сохранилось, но известно, что основной род деятельности в его семье было кузнечное ремесло, которым в совершенстве владел его отец, брат Александр и племянник Григорий.

 

 

Очевидно, и Ивану была уготована судьба сельского кузнеца, но русско-японская война, участником которой ему суждено было стать, резко изменила всю его жизнь.

С 1902 по 1906 он проходил службу во Владивостоке, имел звание старшего унтер офицера. Во время войны дал зарок, что если вернется домой живым, то уйдет в монастырь, что впоследствии и исполнил. Приняв постриг в Городецком Феодоровском монастыре, он прошел путь от простого монаха до настоятеля обители и получения чина архимандрита. Как годы воинской службы, так и время духовного служения архимандрита Иувеналия были крайне неспокойными. Начались репрессии. В 1928 году священнослужитель был выслан в Кировскую область. В 1931-м за контрреволюционную деятельность был осужден тройкой ОГПУ Москвы на 5 лет концлагерей. Он освободился в 1935 году, и в ноябре 1936 отправился в город Семенов, где встретился с митрополитом Феофаном.

(Из Книги памяти Нижегородской области: Митрополит Феофан – Туляков Василий Степанович. Родился в 1864 г., г. Ленинград; митрополит Епархиального Управления. Проживал: г. Семенов. Арестован в 1937 г. Приговорен: тройка , обв.: 58-8, -11. Приговор: расстрел. Расстрелян в октябре 1937 г.).

Получив от митрополита назначение, направился к месту служения в Успенскую церковь села Понурово в Ковернинском районе. Так архимандрит стал приходским священником. Из показаний отца Иувеналия удалось узнать о его встрече с отцом благочинным Григорием Денисовым, которому он твердо заявил, что готов принять смерть за Православную Церковь.

(Из Книги памяти Нижегородской области: Денисов Григорий Николаевич. Родился в 1889 г., Нижегородская обл., Ковернинский р-н, д. Раково; русский; священник с. Марково. Проживал: Нижегородская обл., Ковернинский р-н, с. Ковернино. В 1921 г., 1930 г., 1933 г. подвергался аресту. Арестован 7 августа 1937 г. Приговорен: тройка 8 сентября 1937 г., обв.: 58-10. Приговор: ВМН. Дело прекращено 18.12.57 г. Расстрелян 14 сентября 1937 г.).

Позиция Церкви, которой, безусловно, придерживался и сам архимандрит, была направлена на укрепление старой модели крестьянского хозяйства, что стало сильной преградой к коллективизации в данном районе. Так, в приходе отца Иувеналия насчитывалось 66 дворов единоличников и только 40 состояли в колхозе. Такое положение дел не могло нравиться властям.

18 октября 1937 года в квартире священника был произведён обыск, а батюшка арестован. Заседанием особой тройки управления НКВД по Горьковской области от 6 ноября 1937 года было вынесено постановление: «Нюнина-Погодина Иувеналия-Ивана Осипыча расстрелять» (приводится дословно). Приговор был вскоре исполнен.

 В 1962 году свидетели по обвинению священнослужителя, значившиеся в деле, были повторно допрошены. Многие из них заявили, что таких показаний в 1937 году они не давали. Другие положительно отзывались о репрессированных священниках, фигурировавших в деле. Архимандрита Иувеналия, как записано в следственном деле, «осудили без достаточных к тому оснований», а постановление от 6 ноября 1937 года  отменили за недоказанностью обвинения. В настоящее время место погребения архимандрита не известно».

 

Алексей Снегирев. Подготовила Татьяна Снегирева. Фото из семейного архива и открытых интернет-источников.

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Выксунской епархии обязательна. 30.05.18