Выксунская епархия

«Страдает наш Господь, а нам надо понять, что и за наши грехи тоже»…

29 апреля, в Великий четверг Страстной седмицы, в кафедральном соборе Рождества Христова города Выксы епископ Выксунский и Павловский Варнава возглавил литургию святителя Василия Великого в сослужении клириков собора.

В этот же день глава епархии совершил в кафедральном соборе утреню с чтением 12-ти Евангелий Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа.

Утреня Страстной пятницы по церковной традиции совершается в четверг вечером. Главная особенность этого богослужения – чтение 12 евангельских фрагментов, повествующих о страданиях Христовых и помещенных между разными частями службы. Слушая слова Евангелий, верующие мысленно прослеживают путь Спасителя, начиная от молитвы в Гефсиманском саду до Голгофского распятия.

В своей проповеди архипастырь отметил: «Сегодня перед нашим мысленным взором проходят последние часы жизни Спасителя, самые драматичные, но и самые важные. Ради этого Господь воплотился и страдал, чтобы нас возвести от земли к небу, разрушить ад и дать нам возможность стяжать Царство Божие не только здесь, на земле, но и в вечности. Но это страшно, потому что мы понимаем, Кто за нас страдает. Если бы простой человек перенес за нас эти мучения, его было бы очень жалко, а тут сам Бог страдает за наши беззакония и грехи. Мы ведь ничем не лучше тех, кто жили в те времена. Многие следовали за Христом не только потому, что увлекались Его словами, но и чтобы получить от Него исцеления, или хлеб: «Иисус сказал им в ответ: истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились» (Ин. 6:26). Для людей это действительно часто бывает важнее, потому что, из-за своей падшей природы, они более материальные, чем духовные. Как тогда было мало тех, кто поистине работал Богу, так и сейчас. Апостолы до конца тоже еще не понимали, что Христос – Сын Божий, но они были уверены, что это великий человек, пророк. Хоть апостол Петр и исповедовал Христа Сыном Божиим, но они не могли вместить в себя до конца это знание, поэтому и испугались, и разбежались, когда Господа схватили. Только апостол Иоанн Богослов остался с Ним до конца и был свидетелем страшной и позорной казни.

Пилат отдал Христа на растерзание палачам-бичевателям, а после — приказал распять, хотя совершенно точно знал, что Он не был виновен в преступлениях, которые Ему вменялись. Римские солдаты били Его, издевались, плевали Ему в лицо. На голову Спасителя палачи надели терновый венец в форме шапки, похожей на митру (символ царской власти на Востоке). Когда легионеры глумились над Ним, от каждого удара палкой по «терновой митре» острые и крепкие четырехсантиметровые шипы вонзались все глубже, вызывая сильную боль и кровотечение. Его били по лицу палкой толщиной около 4,5 см. Специалисты, исследующие Туринскую плащаницу, констатировали многочисленные повреждения: разбитые брови, порванное правое веко, травма носового хряща, щек, подбородка; около 30 проколов, сделанных шипами. Потом Его приковали к столбу и стали избивать бичом. По следам на Туринской плащанице выходит, что Христу было нанесено 98 ударов. Многие приговоренные к такой экзекуции не выдерживали ее и умирали от боли еще до конца бичевания. В римский бич вплетались металлические шипы, когти хищных животных, на конце привязывался груз, чтобы хлыст лучше обвивал тело. При ударах такой плетью человеческая плоть рвалась на куски. Но это был еще не конец, а только начало страданий Спасителя.

Современному человеку трудно даже представить, что же происходило на кресте с приговоренным к смерти через распятие. А происходило там вот что. Человека укладывали на крест, лежащий на земле. Огромные кованые гвозди с зазубренными гранями вбивались казнимому в запястья, чуть выше ладоней. Гвозди задевали срединный нерв, причиняя страшную боль. Затем гвозди вгонялись в стопы. После этого крест с прибитым к нему человеком поднимали и вставляли в специально приготовленное отверстие в земле. Повисая на руках, человек начинал задыхаться, так как грудная клетка его оказывалась сдавленной под весом тела. Единственным способом глотнуть воздуха было  опереться на гвозди, прибивающие ноги к кресту. Тогда человек мог выпрямиться и сделать глубокий вдох. Но боль в пробитых стопах не позволяла долго находиться в таком положении, и казнимый вновь повисал на своих руках, пробитых гвоздями. И опять начинал задыхаться.

Христос умирал на Кресте шесть часов. А вокруг хохотали и издевались над Ним люди, ради которых Он и пошел на эту ужасную смерть.

Мы понимаем, что эти срадания были необходимы для нашего спасения, но, тем не менее, по человечески, Христа очень жалко. Страдает наш Господь сегодня, а нам надо понять, что и за наши грехи тоже, и постараться постоянно, ровно идти по пути спасения, не растрачивать то, что мы, может быть, приобрели этим постом. Будем всегда помнить об этом, чтоб не просто мы послушали Страстные Евангелия, умились, помолились, а потом через день-два про все забыли и жизнь наша возвращается в прежнее греховное русло. Помоги нам в этом Господи, чтобы такого с нами не было, и быть нам, по настоящему, духовными людьми. Время нашего спасения идет, но дело нашего спасения иногда стоит на месте».

Справка:

В Великий четверг Церковь вспоминает Тайную вечерю Господа Иисуса Христа с Его учениками-апостолами. На Тайной вечере Христом было установлено главное таинство христианской веры — Евхаристия (что в переводе с греческого означает «благодарение»), во время которого все верные причащаются Тела и Крови Самого Христа. Без причащения, учит Церковь, нет истинной христианской жизни. В этот день на литургии несколько раз повторяется молитва, читаемая перед причащением: «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими…».

В Великий Четверг происходит заготовление Святых Даров для причащения больных. Тело и Кровь Христовы, освященные на литургии Великого Четверга, сохраняются в особом ковчежце (обычно выполненном в форме храма), именуемом дарохранительницей. Дарохранительница стоит на престоле в алтаре. Из нее священники в течение всего года берут Святые Дары и, переложив в меньший ковчежец — дароносицу, причащают ими тех, кто по старости или по немощи не может прийти на причащение в храм.

Вечером Великого Четверга совершается утреня Великой пятницы. Главная особенность этого богослужения – чтение так называемых 12 Евангелий, то есть 12 евангельских отрывков, повествующих о страданиях Христовых. Прощальная беседа Христа с учениками, скорбное моление в Гефсиманском саду, предательство Иуды и предание в руки воинов, суд синедриона, разговор с Пилатом и издевательства Ирода, — обо всем этом слышат собравшиеся в храме скорбное евангельское повествование.

Страстные Евангелия:

1. Прощальная беседа Спасителя с учениками и Его первосвященническая молитва за них (Ин 13:31-18:1).

2. Взятие Спасителя в саду Гефсиманском и страдания Его у первосвященника Анны (Ин 18:1-28).

3. Страдания Спасителя у первосвященника Каиафы и отречение Петра (Мф 26:57-75).

4. Страдания Господа на суде у Пилата (Ин 18:28-40, 19:1-16).

5. Отчаяние Иуды, новые страдания Господа у Пилата и осуждение Его на распятие (Мф 27:3-32).

6. Ведение Господа на Голгофу и Его крестные страдания (Мк.15:16-32).

7. Продолжение повествования о крестных страданиях Господа, чудесные знамения, сопровождавшие Его смерть (Мф 27:34-54).

8. Молитва Спасителя на Кресте за врагов и раскаяние благоразумного разбойника (Лк 23:32-49).

9. Слова Спасителя с креста к Богородице и апостолу Иоанну и повторение сказания об Его смерти и прободении (Ин 19:25-37).

10. Снятие тела Господа с Креста (Мк 15:43-47).

11. Участие Никодима и Иосифа в погребении Спасителя (Ин 19:38-42).

12. Приставление стражи к гробу Спасителя и запечатание гроба (Мф 27:62-66).

Текст Алексея Еремина, фото Светланы Сухарьковой. При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Выксунской епархии обязательна. 29/04/2021.