Выксунская епархия

С 13 по 18 апреля Церковь переживает дни Страстной Седмицы

С 13 по 18 апреля 2020 года Церковь переживает дни Страстной Седмицы. Это время посвящено воспоминанию последних дней земной жизни, страданий, смерти и погребения Христа.

Само название этой недели происходит от слова «страсть», то есть «страдание». Эта неделя — память о тех страданиях, которые были причинены Иисусу Христу людьми, ради спасения которых Он явился в мир. Один ученик — Иуда — предал Его врагам, ищущим Его смерти. Другой — Петр — трижды отрекся от Него. Остальные — разбежались в ужасе. Пилат отдал Его на растерзание палачам-бичевателям, а после — приказал распять, хотя совершенно точно знал, что Христос не был виновен в преступлениях, которые Ему вменялись. Первосвященники осудили Его на мучительную смерть, хотя им достоверно было известно, что Он исцелял безнадежных больных и даже воскрешал мертвых. Римские солдаты били Его, издевались, плевали Ему в лицо…

На голову Спасителя палачи надели терновый венец в форме шапки, похожей на митру (символ царской власти на Востоке). Когда легионеры глумились над Ним, от каждого удара палкой по «терновой митре» острые и крепкие четырехсантиметровые шипы вонзались все глубже, вызывая сильную боль и кровотечение…

Его били по лицу палкой толщиной около 4,5 см. Специалисты, исследующие Туринскую плащаницу, констатировали многочисленные повреждения: разбитые брови, порванное правое веко, травма носового хряща, щек, подбородка; около 30 проколов, сделанных шипами…

Потом Его приковали к столбу и стали избивать бичом. По следам на Туринской плащанице выходит, что Христу было нанесено 98 ударов. Многие приговоренные к такой экзекуции не выдерживали ее и умирали от боли еще до конца бичевания. В римский бич вплетались металлические шипы, когти хищных животных, на конце привязывался груз, чтобы хлыст лучше обвивал тело. При ударах такой плетью человеческая плоть рвалась на куски… Но это был еще не конец, а только начало страданий Спасителя.

Современному человеку трудно даже представить, что же происходило на кресте с человеком, приговоренным к смерти через распятие. А происходило там вот что. Человека укладывали на крест, лежащий на земле. Огромные кованые гвозди с зазубренными гранями вбивались казнимому в запястья, чуть выше ладоней. Гвозди задевали срединный нерв, причиняя страшную боль. Затем гвозди вгонялись в стопы. После этого крест с прибитым к нему человеком поднимали и вставляли в специально приготовленное отверстие в земле. Повисая на руках, человек начинал задыхаться, так как грудная клетка его оказывалась сдавленной под весом тела. Единственным способом глотнуть воздуха было  опереться на гвозди, прибивающие ноги к кресту. Тогда человек мог выпрямиться и сделать глубокий вдох. Но боль в пробитых стопах не позволяла долго находиться в таком положении, и казнимый вновь повисал на своих руках, пробитых гвоздями. И опять начинал задыхаться…

Христос умирал на Кресте шесть часов. А вокруг хохотали и издевались над Ним люди, ради которых Он и пошел на эту ужасную смерть.

Таков смысл названия Страстной седмицы — заключительной недели Великого Поста. Но страдания и смерть Христа не были самоцелью, они — лишь средство исцеления человеческого рода, которое Бог употребил для нашего спасения от рабства греху и смерти. Епископ Выксунский и Павловский Варнава в своей проповеди на последний день Страстной седмицы сказал: «Мы ожидаем день Воскресения Христова и вспоминаем все то, что сотворил Господь нашего ради спасения. Поэтому Церковь призывает нас, говоря: «Да умолкнет всякая плоть человеческая, да стоит со страхом и трепетом, ни о чем земном в себе да не помышляя…» В это время совершается наше спасение».

В понедельник, вторник и среду Страстной седмицы управляющий Выксунской епархией совершил последние в текущем году литургии Преждеосвященных Даров в кафедральном соборе Рождества Христова в Выксе.

Великий Четверг начинает собою собственно страстной цикл. В четверг вечером, на Тайной вечери, Христос установил Таинство Евхаристии, в котором вот уже две тысячи лет верующие могут максимально возможным для человека образом соединиться со Христом. В воспоминание этого события в четверг служится полная Литургия Василия Великого, а вечером совершается утреня с чтением 12-ти Евангелий Святых Страстей Господа нашего Иисуса ХристаБогослужения этого дня правящий архиерей совершил в  том же соборе.

Страстные Евангелия:

1. Прощальная беседа Спасителя с учениками и Его первосвященническая молитва за них (Ин 13:31-18:1).
2. Взятие Спасителя в саду Гефсиманском и страдания Его у первосвященника Анны (Ин 18:1-28).
3. Страдания Спасителя у первосвященника Каиафы и отречение Петра (Мф 26:57-75).
4. Страдания Господа на суде у Пилата (Ин 18:28-40, 19:1-16).
5. Отчаяние Иуды, новые страдания Господа у Пилата и осуждение Его на распятие (Мф 27:3-32).
6. Ведение Господа на Голгофу и Его крестные страдания (Мк.15:16-32).
7. Продолжение повествования о крестных страданиях Господа, чудесные знамения, сопровождавшие Его смерть (Мф 27:34-54).
8. Молитва Спасителя на Кресте за врагов и раскаяние благоразумного разбойника (Лк 23:32-49).
9. Слова Спасителя с креста к Богородице и апостолу Иоанну и повторение сказания об Его смерти и прободении (Ин 19:25-37).
10. Снятие тела Господа с Креста (Мк 15:43-47).
11. Участие Никодима и Иосифа в погребении Спасителя (Ин 19:38-42).
12. Приставление стражи к гробу Спасителя и запечатание гроба (Мф 27:62-66).

Страстная Пятница посвящена воспоминанию осуждения на смерть, Крестных страданий и смерти Спасителя. Страстная неделя достигает своей кульминации. Литургии в этот день не бывает — из благоговения к Голгофской жертве, принесенной некогда Самим Сыном Божиим. Утром читаются только Царские Часы. Они названы так потому, что на каждом Часе положено свое Апостольское и Евангельское чтения. Это день строгого поста и великой скорби. Богослужения Страстной Пятницы епископ Варнава совершил в Свято-Успенском мужском монастыре – Флорищевой пустыни.

В Страстную Субботу Церковь воспоминает погребение Иисуса Христа, пребывание Его тела во гробе, сошествие душою во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия, и введение благоразумного разбойника в рай. В Иерусалиме в этот день каждый год происходит уникальное событие – схождение Благодатного огня. Суббота – окончание Страстной седмицы. Перед Литургией все облачения в храме заменяются с черных на белые. Этот день исполнен тишины и покоя. Все замирает в ожидании воспоминания главного события в истории человечества – Светлого Христова Воскресения.

В ночь на Страстную Субботу владыка совершил в Успенском храме Свято-Успенской Флорищевой пустыни утреню с последованием погребения Святой Плащаницы, вечерню с чтением 15 паримий и Божественную литургию святителя Василия Великого.

На самой литургии начинает приоткрываться новая богослужебная тема — пасхальная. Перед чтением Евангелия священники снимают темные облачения и одеваются в белые, и само Евангелие уже пронизано духом воскресения. Вспоминается пришествие Жен Мироносиц ко гробу Христа. Они не находят Его Тела. Это первая весточка Пасхи, хотя Христос еще не явился перед Своими учениками.

По окончании богослужения глава епархии совершил чин благословения хлеба и вина.

Алексей Еремин (с использованием материалов https://foma.ru/7-nedel-velikogo-posta.html). При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Выксунской епархии обязательна. 18/04/2019.