Выксунская епархия

У православных христиан начался Рождественский пост

У православных христиан начался Рождественский пост

Когда душа воздерживается от злых помыслов

Начался Рождественский Пост. Давайте забьём в поисковик любого интернет-ресурса слова «Рождественский пост – это…» и просто «посыплются» самые разнообразные определения, от «этот пост менее строгий, чем Великий и Успенский, но во время его тоже не употребляют мясо, сливочное масло, молоко, яйца, сыр..» до «посыпаем сухариками. Понадобится: свекла – 2 шт., чернослив – 5-7 шт., грецкие орехи – 1/3 стакана…» - всё о еде, о еде и о еде …  В самом деле, сфера светская нередко воспринимает период поста как удачный повод поправить здоровье и улучшить свою физическую форму путем его соблюдения. Пост отождествляется с некоей диетой. Бывает и так, что пост используется, как своего рода рекламный бренд. Так, в ресторанах и кафе появляются специальные меню: «Изысканные блюда постной кухни – пальчики оближешь», «Получай удовольствие от постной трапезы» и так далее. Люди забывают о главном. О том, что смысл поста в стяжании любви. Если мы в течение поста не обретаем добродетель, будет он тщетным. Об  этом, и многом другом, говорит иерей Антоний Лазарев:

Если правильно соблюдать…

- Когда начинаешь говорить о посте, в частности, о Рождественском, вспоминаешь слова апостола Иакова о том, что «вера без дел мертва». Когда мы любим человека, нам всегда хочется выразить это чувство, как-то засвидетельствовать его. Свидетельством любви к Богу являются наши добродетели. Пост относится святыми Отцами к делам, так называемым, «средним». Отличительною чертою и характерной особенностью таких подвигов является то, что, если правильно соблюдать их, то они освящают, если (в некоторых случаях) опустить их, то не оскверняют.

Пред началом большого дела

- Пост был установлен Господом Богом еще в раю. С самого начала существования человека, после его сотворения Богом, Господь ему дал заповедь о посте, о том, что Адам и Ева должны потреблять в своей жизни все, что их окружает, только от одного дерева познания добра и зла не вкушать плодов.

Во времена опасности или общественных бедствий евреи имели обычай поститься, воздерживаясь от пищи, молиться и приносить жертвы (Суд. XX, 26). То же соблюдалось и частными лицами, если им предстояло исполнить особенно важное дело, или их постигал какой-либо несчастный случай. Примеры: Моисей на горе Синайской для принятия закона от Бога (Исх. XXIV, 18); Давид, узнавший о смерти Саула (II Цар. I, 12); ниневитяне, вследствие проповеди пророка (Ион. III, 5) и т.д. Сам Господь постился при вступлении на Свое общественное служение: "и постившись сорок дней и сорок ночей, - говорит евангелист, - напоследок взалкал" (Мф. IV, 2).

Воздерживаясь, делись

- Христиане постились чаще иудеев, но образ их поста был почти тот же, то есть носил на себе обыкновенные знаки сетования. Существенное правило поста состояло в том, чтобы не есть более одного раза в день, вечером, воздерживаться от вина, сладкого и питательного, проводить время в уединении и молитве. В книге «Пастырь», весьма уважаемой древними, говорится, что условием поста является и раздача нищим избытка своего имущества после поста.  Таким образом, если исходить из того, что при посте какая-то часть твоего материального благосостояния удерживается (не расходуется на ту же скоромную пищу, к примеру), следует поделиться ею с ближним.

За сорок дней до Рождества

- Мы говорили об истории такого явления как пост в общем. Теперь же обратимся к Рождественскому посту. Упоминания о нем появляются с четвертого века, в творениях святого Амвросия Медиодаланского, Филастрия, блаженного Августина. В пятом веке о древности Рождественского поста писал Лев Великий. Первоначально Рождественский пост длился у одних христиан семь дней, у других – несколько больше. На соборе 1166 года бывшем при константинопольском патриархе Луке и византийском императоре Мануиле всем христианам было положено хранить пост пред великим праздником Рождества Христова сорок дней.

И сегодня в эти святые дни Церковь нас призывает засвидетельствовать веру своим примером. Ибо «вера без дел мертва есть» (Иак. 2, 20. 26). 

Добрый постник есть, кто от всякого удаляется зла

Дело в том, что пост является универсальным аскетическим средством, направленным на искоренение всех страстей. Эту мысль лучше всех подтверждает святитель Тихон Задонский, который говорит так: «Есть пост телесный, как видим; есть пост и душевный. Телесный пост есть, когда чрево постится от пищи и пития; душевный пост есть, когда душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов. Изрядный постник есть, кто удерживает себя от блуда, прелюбодеяния и всякия нечистоты. Изрядный постник есть, кто воздерживает себя от гнева, ярости, злобы и мщения. Изрядный постник есть, кто наложил языку своему воздержание, и удерживает его от празднословия, сквернословия, буесловия, клеветы, осуждения, льсти, лжи и всякого злоречия. Изрядный постник есть, кто руки свои удерживает от воровства, хищения, грабления и сердце свое от желания чужих вещей. Словом, добрый постник есть, кто от всякого удаляется зла. Видишь, христианине, пост душевный. Полезен нам пост телесный, яко служит нам ко умерщвлению страстей; но пост душевный неотменно нужен так, что и телесный пост без него ничтоже есть. Многие постятся телом, но не постятся душой; многие постятся от пищи пития, но не постятся от злых помыслов, дел и слов, и какая им от того польза? Многие постятся чрез день и два и более, но от гнева, злопомнения и мщения поститься не хотят; многие воздерживаются от вина, мяса, рыбы, но языком своим людей, подобных себе, кусают, и какая им от того польза?». (Свт. Тихон (Задонский). Творения. Т. 4. С. 166).

Вопросы про еду

- Спрашивают прихожане все же обычно о том, что можно есть, что нельзя, когда и как. Отвечу здесь на наиболее часто встречающиеся вопросы.

(?) Мне нужно пройти ультразвуковое обследование желудка, съев так называемый «пробный завтрак» из двух яиц, допустимо ли это в пост?

- Лекарства пищей в собственном смысле не являются. И если для медицинского обследования необходимо заполнение желудка белком яиц, то следует сделать это, воспринимая яйцо в данном случае не как питание, а как необходимое лекарство.

(?) Можно ли поститься только первую и последнюю недели?

Если у человека серьезная болезнь, например, гастрит, то, конечно же, для таковых Церковь смягчает дисциплину поста. Но от прочих, позиционирующих себя христианами, ожидает исполнения поста не выборочно, а в соответствии с предписаниями Церковного Устава.

(?) Можно ли во время поста есть хлеб?

- Хлеб обычный, а не сдобные булки и пироги, есть можно.

(?) Если я поеду в отпуск во время поста, буду ли считаться путешествующей, чтобы не соблюдать пост?

- Согласно церковным правилам, пост для путешествующих смягчается, но лишь в тех случаях, когда им невозможно или крайне затруднительно выполнять указания поста. Отправляться в путешествие специально, чтобы не поститься, не следует. Если мы едем, допустим, на поезде до Москвы, лучше взять с собой, к примеру, хлеба и овощей с тем, чтобы не соблазниться на колбасу. Тогда не появится нужды нарушать пост. Если это непреодолимо, пост смягчается. Если его можно исполнить, нужно потерпеть и соблюсти.

(?) Как быть с Новым годом, с застольем, с весельем, если пост идет?

- В целом, празднование Нового года есть добрая традиция, как семейный праздник он очень хорош: родственное общение, подарки и так далее. Что до разнообразия яств на столе, возможно, в некоторых случаях, дабы избежать конфликта поколений, чтобы не обидеть хозяйку, постаравшуюся для гостей, приходится и нарушить пост. Нахожу это допустимым, исходя из того, что «любовь выше поста».

(?) Как поститься маленьким детям и людям, занятым на тяжелой физической работе?

- Пост – это не то, что мы едим, но то, что думаем. Пост телесный сообразуем с родом занятий, с состоянием здоровья; допускаются послабления, в этих случаях стараемся усилить духовную сторону поста. Дети также постятся по мере сил, не строго.

В заключение

- У каждого из нас есть нечто, что может стать предметом особого попечения в дни поста – несовершенство не снаружи, оно внутри нас и пост помогает увидеть его. А если ещё проще: если мы любим Господа, то и постимся.

Подготовила Татьяна Снегирева. При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Выксунской епархии обязательна. 28/11/13.