Выксунская епархия

Епископ Варнава выступил на I научно-практических чтениях памяти преподобного Герасима Болдинского

14 мая в городе Жиздра Калужской области в Доме детского творчества прошли I научно-практические чтения, посвященные памяти преподобного Герасима Болдинского. Они организованы администрацией Жиздринского района при содействии Жиздринского благочиния Козельской епархии. Мероприятие собрало психологов, воспитателей, учителей общеобразовательных школ, краеведов.

В качестве почетного гостя на чтения был приглашен епископ Выксунский и Павловский Варнава, пребывающий в эти дни в Жиздре – городе своего детства и юности – с архипастырским визитом. Владыка обратился к участникам чтений с приветственным словом.

Он заострил внимание присутствующих на тематике предстоящих докладов, посвященных вопросам образования. Раскрывая этимологию слова «образование», архипастырь отметил: «Образовать – это значит создать из чего-то не оформившегося (имея в виду учащихся детей) нечто совершенное, соответствующий образ. Воспитательная составляющая педагогики – главный компонент в этом процессе. Воспитать человека – главная цель педагогики (Н. И. Пирогов). Исходя из этого, строили свою работу знаменитые педагоги Песталоцци, Ушинский, Сухомлинский и другие. Необходимо дать ребенку правильное, целостное мировоззрение, отвечающее на главные вопросы жизни: кто я такой и зачем живу на этой земле. Необходимо придать ему нравственный статус. Что это? Это значит воспитать человека, которому чужды тщеславие, гнев, зависть, черствость сердца. Предметная часть, то есть те знания, которые мы даем, как раз должны служить этой воспитательной цели. Как говорил Цицерон: «История есть учительница жизни». Можно добавить, что учительницей должны быть и другие предметы – литература, физика, химия, астрономия. Тогда полученные знания человек обратит во благо себе и людям. И наоборот, развитые склонности будут способствовать все большему и быстрому укоренению во зле. Человек может стать ангелом, а может быть похожим на диавола. Сегодня создается впечатление, что корабль педагогики плывет без направления к искомой пристани. Уже довольно давно, в ХХ веке, американский общественный деятель Мартин Лютер Кинг говорил: «Исследования науки обогнали духовное развитие, и теперь у нас есть управляемые ракеты и неуправляемые люди». В 90-х годах ХХ века я в первый раз услышал о стрельбе в американских школах. Теперь это происходит и у нас в стране. Неуправляемые дети – это серьезная проблема повестки дня современной школы. Итак, сегодня как никогда нужно уделять особое внимание воспитанию личности. Не индивида, а личности. Здесь есть разница, и существенная. Либеральный подход в принципе не может служить образованию человека. Индивид, последовательно отрицающийся от всех форм идентичности — этнической, культурной, религиозной, гендерной – перестает быть личностью, не может ею быть со всеми вытекающими последствиями, которые обозначены выше. Мы восхищаемся именно личностями, людьми, в которых огонь любви к своему народу, Родине, Богу сжег дотла себялюбие и эгоизм, жажду к земным удовольствиям».

В качестве примера епископ Варнава привел жизнь святых: «Жития святых – это жизнь замечательных людей, удивительное соцветие поступков, добрых мыслей и дел, из которых можно черпать бесконечно, созидая прочную основу нравственного развития личности ребенка. Память святых – это наше восхищение героями. Кто такие герои? Люди, совершающие яркие поступки, великие дела, большие подвиги, удивляющие какими-то выдающимися достижениями на пределе возможностей человека. При этом в воображении, в памяти многих стереотипичным является представление героя в образе воина или человека, спасающего другие жизни во время стихийных бедствий, жертвующего собой. Гораздо реже возникает образ, например, многодетной матери, не только родившей, но сумевшей воспитать шестерых детей в очень непростых условиях современной жизни, героя труда, который всю жизнь корпел над чертежами в конструкторском бюро, или какого-то святого, незаметно проводившего свою жизнь в глухом лесу или в стенах обители. Как хорошо сказал Антуан де Сент-Экзюпери: «В человеке я люблю свет. Толщина свечи меня не волнует. Пламя скажет мне, хороша ли свеча».

Его Преосвященство обратил внимание участников конференции на то, что настоящие герои не выглядят внешне так эффектно в сравнении с героями современных массмедиа: «Представим мать-героиню на фоне фотомодели, модной певицы или победительницы конкурса красоты. При убогости внутреннего содержания они поражают воображение молодежи. Узнавая о жизни и подвигах великих людей, героях, подвижниках, люди часто представляют себе их внешний облик совсем не таким, какими они были на самом деле. Прославленных воинов и полководцев представляют мощными богатырями, хотя великий Александр Васильевич Суворов внешне выглядел невзрачно. Обмундирование на нем висело как на вешалке, но при этом он показывал чудеса мужества и храбрости. Вот и православные подвижники благочестия, часто не имея выразительного, внушительного вида, были настоящими героями, сосудами Божественного Света, носителями драгоценных даров Благодати Святого Духа. Они принесли добрые плоды. Жизнь их сияет другим светом, восхищает другой красотой. Всех их объединяет одно и то же качество: несмотря на разные, несводимые друг к другу внешним образом дела и поступки, они смогли то, чего не может большинство из нас. Смогли, благодаря силе Духа – этой высшей составляющей человеческого естества, делающей человека обычного Человеком с большой буквы, которым можно восхищаться, на которого можно равняться, с которого можно брать пример. Все святые – молитвенники за весь мир. Мир и существует до сих пор благодаря молитвам святых подвижников. Этот труд увидеть и измерить невозможно, он совершается тайно, но плоды его явны».

Заканчивая свое выступление, владыка подытожил: «Воспитательный процесс – это улица с двухсторонним движением. Воспитывая других, мы воспитываемся сами, вдохновляясь сами, мы вдохновляем детей, которые будут созидать свое и наше будущее».

После этого прозвучали другие доклады 11 выступающих, среди которых были гости из Москвы, представители Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета Института психологии Российской академии наук.

Отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Выксунской епархии. При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Выксунской епархии обязательна. 14/05/2019.