Выксунская епархия

Епископ Варнава совершил Божественную литургию в Архангельском храме села Шилокша Кулебакского района

Епископ Варнава совершил Божественную литургию в Архангельском храме села Шилокша Кулебакского района

21 ноября, в день праздника Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных, епископ Выксунский и Павловский Варнава совершил Божественную литургию в Архангельском храме села Шилокша Кулебакского района. Богослужение состоялось в престольный праздник храма.

Правящему архиерею сослужили секретарь Выксунской епархии протоиерей Иоанн Ляпин, благочинный Кулебакского округа иерей Дмитрий Ивин, настоятель храма протоиерей Николай Болдырев и другие клирики благочиния.

На литургии молилось большое количество прихожан, многие из которых причастились Святых Христовых Таин. Также для причащения в храм были приведены воспитанники Шилокшанского детского сада.

По окончании литургии был отслужен праздничный молебен с крестным ходом вокруг храма.

Настоятель храма поблагодарил епископа Варнаву за архипастырский визит и преподнес ему заздравную просфору. Он напомнил всем о том времени, когда храм был воздвигнут силами жителей села за короткое время и освящен митрополитом Нижегородским и Арзамасским Николаем 15 лет назад.

«Храм был освящен 3 октября. Тогда только в нашем районе выпал снег, так что крестный ход шел по первому снегу, а после службы он растаял. Мы все тогда увидели в этом добрый знак того, что всем миром смогли построить храм на месте разрушенного в безбожное время гонений», – сказал настоятель.

После этого управляющий епархией обратился к прихожанам с проповедью:

«Возлюбленные честные отцы, братья и сестры! Сегодняшний праздник является престольным для вашего села. Сегодня Ангел Хранитель, Архангел Михаил особо молится за всех нас. Мы, совершая Божественную литургию, пели ему тропарь, читали тропари и вспоминали о великих его делах по спасению от беды многих и многих людей, которые обращались к нему. Очень хорошо, что вы имеете такого Ангела Хранителя. Как известно, есть девять чинов ангельских. Это серафимы, херувимы, престолы, силы, господства, власти, начала, ангелы и архангелы. Весь этот ангельский лик, все эти духи постоянно находятся на службе Богу во спасение человека. Служение совершается непрестанно. Мы, конечно, этого не видим, но часто это чувствуем.

Святая Церковь говорит о том, что можно услышать глас ангельский. У каждой страны есть Ангел Хранитель, у каждого града, у каждого храма, у каждого человека. И наша добрая духовная цель – слышать голос Ангела Хранителя. Часто бывает так, что мы, имея уши, не слышим. Голос Ангела Хранителя слышится не чувственным ухом, а внутренним слышанием нашим. Также и бывает, когда человек внутренним зрением видит какую-то духовную реальность. Вот так же можно и слышать голос Ангела Хранителя. Страж нашей совести, Ангел Хранитель, как правило, предупреждает нас о том, что делаем мы что-то не так. Голос нашей совести – это голос Ангела Хранителя. Вспоминается случай. Один молодой человек, имеющий множество проблем, только-только пришел к Богу. Он ещё не успел освободиться от своих греховных привычек, и в жизни его шло все как-то не так. Размышляя над этим, он сел в полный автобус и, держась за поручень, думал, что же все-таки делать, как из всего этого выйти, освободиться от того тягостного состояния, когда впереди видится лишь тупик, и нет никакого разрешения от всех скорбей. И вдруг внутри себя он услышал голос: «Бросай! Бросай курить, и постепенно все наладится!». Голос, который он услышал, был совершенно явственный. Это был голос Ангела Хранителя. Так всё и произошло. Человек бросил курить, и жизнь его постепенно наладилась.

Конечно, для того, чтобы слышать Ангела Хранителя, нужно жить духовной жизнью.

Все мы существа изменчивые, и понимаем, что такое духовная жизнь, во всяком случае, каждый – в свою меру. Мы знаем свои страсти и грехи, но, в какой-то степени, срослись с ними и не очень-то хотим с ними бороться, не очень хотим слышать голос Ангела Хранителя. А для того, чтобы его слышать, нужно быть прилежным в молитве, в чтении слова Божиего. Сегодня на крестном ходу мы читали Евангелие: «Жнецы суть ангелы»… Мы знаем, что ангелы возносят наши молитвы к Богу.

Много-много мы знаем об ангелах… Испытать радость от встречи с Ангелом Хранителем  вот что каждому из нас должно быть вожделенно. Посмертно демоны мрачные встретят нашу душу, но, в то же время, как мы знаем,  и светлые ангелы. Какой по содержанию будет наша душа, такова будет и встреча. Если в нашем сердце будут не погашены страсти гнева и ненависти, блуда, чревоугодия, сребролюбия, если мы не простим своих врагов и недругов, и сами не захотели просить прощения, то ничего хорошего нас по смерти не ждет. И, в то же время, если мы, имея немощное естество свое, старались всеми силами бороться против греха, гнездящегося в нашем сердце и с трудом исторгавшегося, если все же мы боролись, то Господь нам поможет, и Ангел Хранитель нас встретит и защитит. Недаром имя Архангела Михаила означает «кто как Бог», то есть имеет великую силу, которой его наделил Господь. Ангела часто изображают с крыльями. Это тоже образ, потому что мы до конца не можем понять, как выглядит ангел. Но людям они являлись в одеждах и доспехах воинов. Это символ защиты нас. Когда идут боевые действия и беззащитное население не знает, куда укрыться, видя воинов, восклицают: «Свои, свои!», понимая, что те их защитят. Когда душа человека не может себя защитить, когда она беспомощна, ее защищает Ангел Хранитель. Каждый должен обязательно читать о мытарствах блаженной Феодоры, там показано, как ангелы защищают людей. Однако бывает, что и они не в силах ничего сделать, когда страсть настолько сильна, что человек под ее действием даже перед лицом Святости Сияния Славы Божией все равно предается в руки демонов. Поэтому святые отцы говорят: страсти суть бесы.

С одной стороны, это великая радость и счастье, что мы имеем таких покровителей, с другой – великое горе, если мы этим покровительством не воспользуемся. Поэтому будем время странствия нашего проходить с памятью о том, что время это коротко, и проводить его будем в страхе Божием. А что значит страх Божий? Это боязнь огорчить чем-то нашего Господа, который за нас пошёл на Крест, дал нам в помощь святых Ангелов Хранителей, сделал все, чтобы мы жили счастливо уже даже в этой жизни и имели полноту блага в жизни будущей. Царство Божие внутри нас сокрывается. И вот это Царство Божие, которое в каждом человеке сокрыто, как сокровище, мы должны раскрыть в себе. Чтобы засветилось солнце, чтобы Господь наш Иисус Христос воссиял в сердце каждого из нас. Чтобы стали мы солью земли. Соль – она осаливает, она не дает пропасть, она надолго, как мы знаем, может сохранить какие-то продукты. То же самое и христиане. Они могут осолить весь мир.

Есть прекрасные слова у преподобного Варнавы Гефсиманского: "Старайтесь стяжать благодать Божию, без которой мертв человек". Человек, казалось бы, может быть живым, а в душе у него уже пусто и мертво. И об этом говорил Господь в Евангелии книжникам у фарисеев: вы подобны гробам, которые внешне красивы, а внутри полны костей и всякой нечистоты. Так бывает с душами людей, которые грешат и не каются, которые не знают Бога, потому что не хотят Его знать. Когда какой-то из таких людей увидит христианина настоящего, он может покаяться и измениться; очень часто человек не идет к Богу, потому что он не имеет добрых примеров, тех, что он может лицезреть. Пример – он увлекает. То, что мы читаем в книгах,  это, конечно, хорошо, но живых примеров нам не хватает. И дай Бог, чтобы мы, христиане, были живыми примерами. Сначала для наших жен, мужей, детей, родственников, потом для тех, кто рядом с нами – ведь где-то мы работаем, трудимся. Бывает так, что говорят: вы христиане, а поступаете хуже, чем неверующие люди. Иногда даже сами христиане говорят, что с неверующими людьми бывает проще, чем с верующими. Потому что верующие имеют много претензий к внутреннему миру человека, к тому, как ему следует поступать, а сами поступают хуже, чем неверующие. Иногда знание наше не подкреплено делами жизни нашей. И вот мы, начитавшись книг, прочтя Евангелие, думаем, что мы такие правильные… А страсти в нас еще кипят, и мы отвергаемся от Бога, будучи уже на пороге Церкви. Это самое страшное, поскольку этого мы и не замечаем. Насколько человек лукав бывает, сам того не замечая! Об этом всегда нужно помнить, нужно иметь цельность. Верующие люди, когда хотят кого-то похвалить, говорят: ты – земной ангел. Ангелы – это существа, которые никогда не грешат, которые устояли в добре. Их уже не сдвинешь. Вот такими и люди должны быть, чтобы никакое зло, никакая тьма, никакая страсть не прилипала к сердцу. Вот чего хочет от нас Господь, Ангелы Хранители, святой Архангел Божий Михаил, который защищает нас, укрывает нас крылами своей благодатной помощи.

Так что храни нас всех Господь! Будем помнить, как апостол Павел говорит: «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу». Это неизбежно случится с каждым из нас. Кто-то ждет конца света, когда он там наступит, кто-то ждет катаклизмов больших, но самая большая катастрофа – это грехопадение: в глобальном смысле – Адама и Евы; и падение в грехе каждого из нас. Вот самая страшная вещь, которая может случиться с каждым – это грех. Этого больше всего надо бояться. А больше ничего. Если Бог с нами, то кто против нас? Будем стараться чаще исповедоваться, чаще причащаться Святых Христовых Тайн, будем стараться следить за собой, каяться немедленно, как только согрешили: Господи, прости, прости, милосердный Господи, опять я упал, опять я не имею сил подняться! Вот так надо молиться Богу, просить Его до тех пор, пока мы не почувствуем, как Иоанн Кронштадский… Ведь святость это еще не есть бесстрастие. Иоанн Кронштадский был святой, чудотворец при жизни. Вы знаете, что он совершал чудеса буквально такие, о которых можно читать в патериках о древних святых отцах. Он фактически наш современник, умер в 1908 году. И, в то же время, он совершал великие чудеса. По его молитве исцелялись, многие люди получали помощь от Господа. Но, при этом, иногда он был подвержен страсти гнева. Но как он в этом каялся! Иногда у него проявлялось недоброжелательство, человеком он был горячим, порывистым. Но он просил у Бога прощения, пока не чувствовал его. Вот он пишет: «Я почувствовал сердцем, что Господь простил меня».

Конечно, мы не можем, мы не такие духовные люди, чтобы почувствовать, что Господь нас простил. Но нужно молиться и просить у Бога помощи. Стараться как можно чаще, как только есть возможность, приходить и каяться. Это великий дар Божий, дар, который дается в таинстве покаяния, когда душа обеляется, очищается, умывается. Потому и называют таинство покаяния вторым крещением. Человек снова становится чистым. И в этом смысле, когда он причащается, он становится святым. Представляете? Другое дело, что залоги страстей в нас остаются, снова и снова эти закваски начинают в нас закипать. И мы не можем удержаться. Это уже от нашего естества, от нашего навыка грешить. И все равно нужно стараться, просить у Бога помощи. Упал – вставай, ничего не бойся, иди дальше. За это произволение доброе, за то, что мы не сдаемся, Господь нас помилует и Ангелы Хранители всегда будут нас защищать.

Паки поздравляю всех вас с вашим Ангелом Хранителем, с вашим престольным праздником! Всех благодарю за те труды, что вы понесли и для сегодняшнего дня, для сегодняшнего великого духовного торжества, и в прочие дни, когда вы строили этот храм, когда ухаживали, облагораживали его, потому что о доме Божием нужно заботиться больше, чем о своем доме. Бывает так, что у человека в доме все самое лучшее, а храм Божий находится в напряжении, пыль, даже грязь… А когда мы видим: пусть бедненько, зато чистенько, благолепно, начинаем понимать: действительно, это дом Божий, и люди стараются благоукрашать его. И больше всего стараться украшать молитвой, чтобы благодать Божия сходила на нас изобильно».

После этого епископ Варнава по традиции благословил всех, находящихся в храме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пресс-служба Выксунской епархии. При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Выксунской епархии обязательна. 21/11/13