Выксунская епархия

Архиерейские богослужения Светлой Седмицы

 

Фоторепортаж.

С апостольских времен праздник христианской Пасхи продолжается семь дней, то есть всю неделю и поэтому она называется Светлая Пасхальная Седмица. Каждый день недели тоже называется светлым – Светлый Понедельник, Светлый Вторник и т.д. Царские и диаконские врата во все это время не закрываются даже во время причащения священнослужителей, как образ того, что врата Царства Божьего открыты для человека, открыты двери Домой, к Отцу. В Светлые Среду и Пятницу поста нет. Обычное молитвенное правило опускается. Вместо него принято читать (а лучше петь) Пасхальные часы. Земные поклоны отменяются до самой Пятидесятницы (50-й день по Пасхе). Вся Светлая Седмица представляет из себя один праздничный день, принадлежащий вечности, где «времени уже не будет» (Откр. 10:6). Богослужение этого времени совершается то же, что и в первый день, с немногими изменениями и переменами. Все покаянные молитвы на это время исключаются. Каждый день совершается торжественный крестный ход. Если Великим постом пение, где это возможно, уступает место чтению, то на Пасху и Светлую неделю даже часы (богослужение, обычно состоящее исключительно из чтения псалмов) поются! Основное содержание этого времени — торжество: покаяние, необходимое во все дни жизни человека, как бы уходит в тень, христианин объят другим чувством — льющейся через край радостью о Воскресении Спасителя, о ­восстановлении людей в своем достоинстве. Это радость Адама о возвращенном Рае, радость блудного сына о незаслуженно принявшем его Отце.

В этом году дни Светлой Седмицы продолжаются от праздника Светлого Христова Воскресения (28 апреля) до 4 мая (Светлой Субботы). За это время глава Выксунской епархии епископ Варнава, желая разделить со своей паствой радость о Воскресшем Господе Иисусе, посетил пять благочиний и три монастыря.

29 апреля, в Светлый Понедельник, правящий архиерей совершил Божественную литургию в Вознесенском кафедральном соборе города Павлово. Ему сослужили благочинный Павловского округа иерей Андрей Смолин и клирики благочиния. На богослужении молились почетные гости, прихожане собора и других храмов округа.

 

Вторник Светлой Седмицы – особый день для Выксунского Иверского женского монастыря. Именно во вторник Светлой Седмицы, каждый год, Церковь вспоминает обретение чудотворной Иверской иконы Божией Матери. Этот день является престольным праздником для обители. Праздничную Божественную литургию в монастырском храме в честь Успения Пресвятой Богородицы в сослужении духовенства Выксунского и Успенского благочиний (городской округ город Выкса) возглавил епископ Варнава. На богослужении помимо прихожан молились главы муниципальных образований, входящих в канонические границы епархии. По окончании Литургии архипастыря приветствовала настоятельница монастыря игумения Антония (Миронова).

Вечером того же дня владыка совершил Пасхальную вечерню в Крестовоздвиженском храме села Большое Окулово Навашинского района (Вачское благочиние).

1 мая, в Светлую Среду, архипастырь посетил сразу два благочиния. В храме Рождества Христова поселка Мухтолово Ардатовского района глава епархии совершил Божественную литургию, по окончании которой настоятель храма протоиерей Алексий Веснин подарил владыке ковчег с великой святыней – частицей мощей святого первомученика архидьякона Стефана. Затем отец Алексий показал епископу Варнаве здание приходской воскресной школы, в которой разместились мультипликационная студия и студия «Светоч», где вместе с воспитанниками воскресной школы священник снимает мультфильмы и записывает выпуски своей авторской передачи «Диалог у свечей». Воспользовавшись удобным случаем, отец Алексий пригласил владыку принять участие в записи очередного выпуска передачи, выпуск которой запланирован к празднику Пятидесятницы.

Вечером того же дня Его Преосвященство совершил Пасхальную вечерню в Казанском храме поселка Гремячево Кулебакского района. Прихожане храма очень тепло приняли своего архипастыря, организовав после богослужения силами воспитанников приходской воскресной школы пасхальный концерт.

2 мая, в Четверг Светлой Седмицы, епископ Варнава посетил Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь. Глава Выксунской епархии в сонме архиереев Русской Православной Церкви сослужил на Божественной литургии в Троицком соборе обители митрополиту Нижегородскому и Арзамасскому Георгию. По окончании богослужения глава Мордовской митрополии митрополит Зиновий преподнес в дар Нижегородской епархии ковчег с частицей мощей святого праведного воина Феодора Ушакова. Ковчег с мощами святого адмирала, выполненный в форме корабля, будет находиться в нижегородском кафедральном Александро-Невском соборе, а после постройки в Нижнем Новгороде храма в честь святого Феодора Ушакова святыню перенесут туда (подробнее: http://nne.ru/news/mitropolit-georgij-vozglavil-bozhestvennuyu-liturgiyu-v-troitskom-sobore-diveevskogo-monastyrya-3/). Фоторепортаж.

В Светлую Пятницу, 3 мая, выксунский архипастырь возглавил Божественную литургию в Казанском храме города Ворсмы Павловского района. Ему сослужили благочинный Сосновского округа иерей Александр Котин и духовенство благочиния. По окончании литургии владыку поздравили с праздником Светлого Христова Воскресения воспитанники приходской воскресной школы. В свою очередь епископ Варнава одарил ребят шоколадками в специальной праздничной упаковке, а прихожан сувенирными деревянными пасхальными яйцами.

 

Светлая Суббота – последний день Светлой Седмицы. В этот день, 4 мая, правящий архиерей совершил Божественную литургию в Успенском соборном храме Свято-Успенской Флорищевой пустыни, по окончании которой прихожанам и паломникам обители раздали артос. Так называется хлеб на закваске с изображением Креста или Воскресения Христова. «Артос» в переводе с греческого означает «квасной хлеб». Освящается он в первый день Пасхи и во всю Светлую Седмицу стоит на аналое в храме перед иконой Спасителя, справа от Царских врат. А когда службы нет — прямо во вратах, которые приоткрываются ровно настолько, чтобы в их створках поместился аналой с артосом. Его выносят во время ежедневных на Светлой неделе крестных ходов.

По одной из версий, артос в христианской традиции появился тогда, когда ученики Христовы, собираясь после Его Воскресения на трапезу, полагали часть хлеба на столе для Него, как всегда делали при Его земной жизни. В монастырях эта традиция продолжает жить в своем изначальном виде: всю неделю артос приносят в трапезную и поставляют на незанятое место за столом или на отдельный столик.

Артос и сегодня символизирует невидимое присутствие Иисуса Христа с нами. Вместе с тем это есть символ жизни вечной: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать (Ин 6:35), как сказал о себе Спаситель. Есть его полагается натощак, в особых случаях, например, в болезни, и всегда со словами «Христос Воскресе!».

Текст Алексея Еремина (с использованием материалов https://foma.ru/svetlaja-sedmica.html), фото Алексея Еремина, Анны Русаковой, Сергея Лотырева. При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Выксунской епархии обязательна. 04/05/2019.