Выксунская епархия

19 апреля - Светлое Христово Воскресение!

Фоторепортаж

В ночь с 18 на 19 апреля, в праздник Светлого Христова Воскресения, в кафедральном соборе в честь Рождества Христова, расположенном в городе Выкса Нижегородской области, епископ Выксунский и Павловский Варнава возглавил череду пасхальных богослужений – Пасхальную полунощницу, крестный ход, Пасхальную утреню и Божественную литургию. Его Преосвященству сослужили клирики собора.

Богослужебные песнопения исполнил хор кафедрального собора (регент — Денис Свистунов).

В этом году праздничное Евангелие прозвучало на шести языках: церковнославянском, греческом, латыни, английском, французском и русском. Чтение пасхального Евангелия на разных языках – давно установленная традиция в память о том, что оно должно быть проповедано во всех народах.

Во время богослужения глава епархии зачитал Пасхальное послание Святейшего Патриарха Кирилла.

В конце литургии епископ Варнава совершил освящение артоса, после чего поздравил всех со светлым праздником Пасхи Христовой: «Радуются сегодня ангелы и люди Божии, и причина этой радости – Христос Воскресший, предавший себя за нас на смерть, сокрушивший ее жало, разрушивший ад. Непостижима тайна Боговоплощения и искупительных страданий, непостижима и бездна любви и благословений человеческому роду, дарованных нам светлым Воскресением Христовым! Все это совершено ради нас, чтобы мы были по-настоящему счастливы, то есть блаженны. Счастье этого мира, здесь, на земле, имеет свое начало и свой конец. А вот блаженство, радость духовная, имеет начало в Боге и поэтому оно вечно. Через Воскресение Христово мы имеем возможность стать вечно блаженными, иметь ту нетленную радость, которую никто не отнимет у нас, ибо «кто нас отлучит от любви Христовой: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность или меч?» (Рим 8:35). Теперь уже от нас зависит, примем мы этот дар, а принимая его, сделаем ли его своим неизменным и неразменным достоянием? Останемся ли навсегда, навечно, в любви Божией, не изменим ли Христу в погоне за быстро увядаемыми земными благами, химерами земной любви, не отвратимся ли от Бога, не ужаснемся ли от бедствий, грядущих на вселенную (Лк 21:26), забыв, что жизнь наша в руках Божиих и волосы на голове у нас все сочтены (Мф 10:29)? Как мы ответим на эти вопросы, должна показать наша дальнейшая жизнь. Облечемся же в силу Воскресения, в Христову победу над смертью, освятимся Светом невещественным, и да приимет через нас освящение мир».

Вечером 19 апреля в том же соборе владыка совершил Великую Пасхальную вечерню. Ему сослужили духовенство Выксунского и Успенского благочиний (городской округ Выкса).

С 16 по 19 апреля во всех храмах и монастырях Выксунской епархии богослужения совершаются при участии только клира, а также сотрудников и волонтеров, присутствие которых необходимо. Решение принято согласно предписанию, полученному Выксунской епархией от руководителя управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области – главного государственного санитарного врача по Нижегородской области Наталии Кучеренко.

Пасхальные богослужения транслировались онлайн в режиме реального времени на канале «YouTube» и в официальной епархиальной группе социальной сети «В контакте». Трансляция была организована ПАО «Ростелеком» и епархиальным отделом по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.

Справка

Пасха, Светлое Христово Воскресение – главный христианский праздник, Торжество Торжеств. Спаситель мира – Сын Божий Иисус Христос – воскрес в третий день после Своей Крестной смерти и восстановил связь человека с Богом, утраченную после грехопадения первых людей. Своим Воскресением Господь открыл человечеству дорогу в Царствие Небесное, до этого недоступную. Само слово Пасха значит «переведение», «переход»: от небытия — к бытию, из ада — на небо, от смерти и тления — к бессмертию, которое и является первоначальным и естественным состоянием человека.

Евангелие повествует, как по прошествии субботы, на рассвете первого дня недели жены-мироносицы пришли ко Гробу Учителя, чтобы умастить Его Тело благовонным миром, и первые на земле получили ангельскую благую весть: «Он воскрес!»

Пасхальная служба полна ликованием о Воскресшем Христе. Череду праздничных богослужений открывает Пасхальная полунощница.

В ее начале посередине храма, перед  праздничной  иконой  находится Плащаница – украшенный вышитый плат с изображением Христа, лежащего во гробе. Основная часть Пасхальной полунощницы – чтение священником канона Великой субботы, повествующего о погребении Христа. В конце богослужения через Царские врата Плащаницу заносят в алтарь и полагают на престоле. Она останется там до праздника Вознесения Господня в знак сорокадневного пребывания Воскресшего Спасителя на земле.

В полночь начинается крестный ход вокруг храма. Он символизирует переход от мрака язычества к свету христианства и освещается горящими свечами в руках молящихся. Духовенство с крестом, Евангелием, иконами и хоругвями, окруженное верующими, под радостный звон колоколов выходит из храма, будто навстречу грядущему Спасителю, с пением стихиры: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити».

Обойдя вокруг храма, крестоходцы останавливаются в притворе перед закрытыми дверьми, символизирующими сейчас вход ко Гробу Господню. И вот раздается радостная весть: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав!» Раскрываются двери, и крестный ход входит в храм, как когда-то жены-мироносицы вошли в Иерусалим возвестить ученикам о Воскресении Господа.

Далее следует Пасхальная утреня. На ней поется пасхальный канон из восьми частей – сочинение святого Иоанна Дамаскина, жившего в IX веке в Сирии. На каждой песни канона священнослужители с крестом и кадилом обходят всю церковь, наполняя ее ароматом ладана, и радостно приветствуют всех словами «Христос воскресе!», на что верующие отвечают «Воистину воскресе!» Эти многочисленные выходы священников из алтаря напоминают о частых явлениях Христа Своим ученикам после Воскресения.

Затем поются торжественные пасхальные стихиры. В конце утрени торжественно читается особое «Огласительное слово» святителя Иоанна Златоустого, рассказывающее о духовной сути праздника Пасхи: «Смерть! Где твое жало?! Ад! Где твоя победа? Христос воскрес – и ты низвержен! Воскрес Христос – и пали демоны! Воскрес Христос – и радуются ангелы! Воскрес Христос – и торжествует жизнь! Воскрес Христос – и никто не мертв во гробе: ибо Христос, восстав из мертвых, стал Первенцем из умерших (1Кор 15:20). Ему слава и держава во веки веков! Аминь».

После  утрени начинается Пасхальная литургияВо время нее царские врата, северные и южные двери алтаря остаются открытыми в знак того, что Небо нам ныне отверсто. Закрываются царские врата лишь через неделю, в субботу после литургии.

Пасхальная Литургия, совершаемая но чину святого Иоанна Златоуста, вся проникнута радостью Воскресения, о чем свидетельствует частое повторение Воскресного тропаря и других пасхальных песнопений.

Вместо Апостольского чтения читается 1-я глава Деяний, повествующая о явлениях Спасителя ученикам по Воскресении, о повелении Его не отлучаться из Иерусалима и ожидать исполнения данного Им обещания о ниспослании Духа — Утешителя.

Евангельское чтение Пасхальной Литургии говорит нам не о Воскресении. Но читаемая первая глава от Иоанна, начинающаяся словами: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог»(Ин 1:1), является высшим откровением об истине, лежащей в основе всей Евангельской истории. Евангелие обычно читается на разных языках в ознаменование вселенскости христианства.

В конце службы освящается особый хлеб, напоминающий огромную просфору — артос, что в переводе с древнегреческого и означает «хлеб». Его будут всю будущую неделю – Светлую  седмицу – носить на крестных ходах, а разрежут и раздадут людям в Светлую субботу. Вкушают кусочки артоса с молитвой и благоговением.

Празднование Воскресения Христова не заканчивается Светлой седмицей. Чествование этого величайшего в мировой истории события продолжается в течение 40 дней – в память сорокадневного пребывания на земле Воскресшего Господа, и завершается в среду шестой недели (седмицы) по Пасхе, накануне праздника Вознесения (источник: https://nne.ru/news/v-prazdnik-voskreseniya-hristova-mitropolit-georgij-vozglavil-bogosluzheniya-v-aleksandro-nevskom-kafedralnom-sobore-nizhnego-novgoroda-6/).

Отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Выксунской епархии. При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Выксунской епархии обязательна. 19/04/2020.