Выксунская епархия

Решетихинские мученики

 

В 1930-е годы последними священниками Никольской церкви в поселке Решетиха Володарского района перед ее закрытием и осквернением были два пастыря: Федор Вейсов и Федор Серебровский. Будучи ровесниками, выросшими и воспитанными в благочестивых традициях дореволюционной России, оба они в советское время претерпели гонения и приняли мученическую кончину. Точное место их захоронения не известно, но архивные документы позволяют рассказать об их жизненном земном пути. 

 

Протоиерей Федор Константинович Вейсов родился в 1873 году в семье священника Спасской церкви села Серякуши Ардатовского уезда Нижегородской губернии. Его отец, Константин Алексеевич Вейсов, был потомственным священнослужителем, его род известен с конца XVIII столетия. У отца Константина было шестеро детей: старшая дочь Екатерина и сыновья Сергей, Дмитрий, Василий, Алексей и Федор. Впоследствии трое из них выбрали путь служения в Церкви. Екатерина же стала супругой нижегородского священника Иоанна Предтеченского.

 

 

В 1892 году Федор Вейсов окончил курс обучения в уездном Починковском духовном училище. Не имея финансовой возможности и помощи от родителей продолжить обучение в семинарии, он поступил на должность псаломщика в Троицкую церковь села Старое Поле Нижегородского уезда. В 1895 году состоялось его посвящение в стихарь, а через два года он был перемещен на должность псаломщика в Смоленский храм в селе Выездная Слобода, что под Арзамасом.

28 мая 1900 года Преосвященным Анастасием (Опоцким), викарным епископом Балахнинским, псаломщик Федор Вейсов был рукоположен в сан дьякона и назначен служить в Знаменский храм в селе Кечасово Сергачского уезда. Здесь, на новом приходе, отец Константин стал преподавать в местной церковно-приходской школе. Но уже на следующий год он перешел в церковь в честь Святителя Николая в селе Решетиха. Этот большой красивый каменный храм местные жители возвели на пожертвования астраханского купца Павла Михайловича Гурьева, своего земляка.

Освящен он был в 1900 году, незадолго до перевода сюда нового дьякона.

 

 

В Решетиху отец Федор переехал вместе со своей большой семьей. Вместе с супругой Раисой Ивановной он воспитывал пятерых детей: сыновей Бориса, Николая, Вячеслава и дочерей Варвару и Рахиль.

Первый раз отец Федор подвергался гонениям со стороны новой власти в 1919 году. Арест был связан с изъятием у него меда и царских золотых монет. Будущий священник всегда занимался пчеловодством, в дореволюционное время у него в саду и на пасеке было до 40 ульев. В советское время он занимался сбором меда до 1925 года, пока позволяла новая экономическая политика.

16 февраля 1920 года дьякон Федор Вейсов подал прошение на имя епископа Балахнинского Петра (Зверева) о посвящении его в сан священника. К этому времени он был уже вдовцом, но с ним проживали его дети. Отец Федор писал: «Ввиду того, что священник отец Иоанн Соколовский уволился из прихода с. Решетиха, я согласно общего желания прихожан иметь меня своим священником, покорнейше прошу Ваше Преосвященство рукоположить меня в сан священника и определить на праздное место к церкви села Решетихи, где я прослужил в сане дьякона почти 20 лет и пользуюсь общенародным расположением».

На прошении рукою престарелого заштатного пастыря отца Иоанна Соколовского также было написано: «…проситель Федор Вейсов вполне достоин священнического сана по своей безукоризненной жизни, долголетней беспорочной и полезной службе и своему истовому, внятному и благоговейному служению». Кроме этого, благочинный священник Евгений Малицкий дополнил к характеристике отца дьякона такие слова: «…прослужил в сане диакона 20 лет вполне беспорочно. Богослужение совершает всегда истово с должным благоговением. Рукоположения в сан священника достоин».

Подали свое прошение о рукоположение дьякона Федора Вейсова в сан священника и прихожане решетихинской Никольской церкви. 6 марта 1920 года 47-летний отец Федор прошел необходимые испытания и подписал так называемую ставленническую иерейскую грамоту (присягу). Чин рукоположения отца Федора совершал будущий священномученик, настоятель нижегородского Печерского монастыря епископ Петр (Зверев). При этом в грамоте рукою Преосвященного было указано: «дьякон о. Федор Вейсов рукоположен мною <…> в сан иерея за Божественной Литургией в Успенском храме Нижегородского Вознесенского монастыря 7 марта 1920 года». Из этого же документа следует, что на исповеди перед рукоположением духовником у отца Федора был иеросхимонах Печерского монастыря Дионисий.

Во времена начавшихся гонений на священнослужителей отец Федор ради своих детей мог бы оставить Решетихинский храм и уехать к родственникам. Но он оставался верным своим прихожанам и Матери Церкви. Батюшка пользовался большим уважением среди народа за свою доброту, отзывчивость, трудолюбие и сердечную простоту.

Хозяйственные дела по церкви, начиная с 1921 года, отцу Фёдору помогал выполнять церковный староста Викентий Андреевич Склянин, а позднее – Иван Александрович Жирнов. Сам же батюшка являлся председателем совета церковной общины, число верующих которой по официальным данным советских органов власти в 1926 году составляло более 600 человек.

В 1936 году Решетихинская фабричная газета «Сетка» опубликовала организованное письмо рабочих с просьбой закрыть в поселке церковь. Это письмо обсуждалось в каждом трудовом коллективе. Под просьбой об открытии в помещении церкви школы местными комсомольскими активистами собирались подписи среди жителей. Поселковый Совет принял решение о закрытии храма. Однако церковь оставалась действующей, хотя посещение ее жителями Решетихи в 1930-е годы стало уже не таким активным, как раньше.

В мае 1937 года на Дзержинской городской партконференции отмечалось: «...в Решетихе с церкви сняли колокола, но церковь существует. И ходит молодежь и рабочие бригады. На Пасху церковь была забита, там руководители рабочих были». Это свидетельствует о том, что у народа, в том числе и у прихожан Никольской церкви, вера в Бога была живой, и в этом безусловна была заслуга и настоятеля храма.

В 1930-е годы взрослые дети отца Федора проживали самостоятельно. При нем оставалась лишь дочь Варвара, работавшая на Решетихинской сетевязальной фабрике. Сын Вячеслав служил в Рабоче-Крестьянской Красной армии (РККА) на Дальнем Востоке, в Уссурийском крае, Николай трудился на Дзержинской телефонной станции, а Борис – на Сормовском заводе.

В августе 1937 года начались массовые аресты духовенства по всей Нижегородской епархии. 28 декабря 1937 года вместе с другими пастырями Дзержинского района (куда относился и поселок Решетиха) был арестован отец Федор Вейсов по обвинению в том, что «…он будучи озлобленным по отношению к Советской власти среди населения пос. Решетиха проводил контр-революционную агитацию против мероприятий партии и правительства, распространял слухи о положении внутри страны». 

Во время следствия, согласно протоколам допроса, престарелый отец Федор признавал выдвинутые против него обвинения, но при этом не оправдывался и не перекладывал свою вину на других.

Решением Тройки НКВД от 3 января 1938 года, на 65-м году жизни отец Федор был приговорен к расстрелу. 14 января 1938 года протоиерея Федора Вейсова расстреляли.

 

 

Не менее интересна судьба и другого решетихинского пастыря.

Протоиерей Серебровский Федор Васильевич родился 12 июня 1878 года в селе Сарлей (ныне Дальнеконстантиновский район Нижегородской области). Будущий священник окончил курс обучения в Нижегородской духовной семинарии в 1901 году по 2-у разряду и в этом же году вступил в брак с дочерью священника Анной Алексеевной Никольской. 1 августа 1901 года состоялось его рукоположение в священнический сан, которое совершил епископ Балахнинский Анастасий (Опоцкий).

 

 

Первоначально отец Федор был назначен на приход в село Богородское Макарьевского уезда. Однако вскоре, в этом же году, молодой священник был перемещен в село Фокино Васильсурского уезда. За время его настоятельства в этом селе небольшой Архангельский деревянный храм и колокольня будут отремонтированы и перестроены. Кроме того, отцу Федору, благодаря помощи благотворителей, удалось обновить и церковную ризницу.

В сентябре 1907 года священника Федора Серебровского перевели на новый приход, уже в Балахнинском уезде. Настоятелем Благовещенской церкви в селе Селищи-Мысы (ныне территориально город Володарск) он прослужил 13 лет. Прежде здесь служил его тесть, священник Алексей Васильевич Никольский. Традиция передавать заштатными священниками свой приход зятьям была широко распространена в дореволюционной России, и в Нижегородской епархии в частности.

 

 

После революции, в 1920 году, по просьбе жителей села Фокино отец Федор подавал прошение о своем переводе вновь на этот приход. Однако в сентябре того же года он был назначен в село Кекино Васильсурского уезда. Через полгода, 18 мая 1921 года, последовало его назначение в село Покровский Майдан, но уже 13 июля отца Федора назначают в Петропавловский храм в селе Криуши того же Васильсурского уезда. 

В 1930-е годы отец Федор служил в Николаевской церкви села Решетиха, а также в родном Благовещенском храме в селе Селищи-Мысы. Еще до революции многие жители этих сел духовно окормлялись у него.

 

 

За годы своего пастырского служения отец Федор был удостоен следующих церковных наград: в 1906 году получил набедренник, в 1911 году — фиолетовую скуфью, в 1921 году — наперсный крест, а в 1930 году — сан протоиерея.

23 августа 1937 года 59-летний отец Федор был арестован. В это время он был уже вдовцом, а дети его проживали отдельно. Священнослужители Дзержинского (Володарского) района обвинялись в контрреволюционной деятельности по печально  известной 58-статье. Отца Федора инкриминировали то, что он являлся «активным участником контрреволюционной террористической повстанческой организации, состоящей из семи человек из числа враждебно настроенных к Советской власти элемента. В декабре 1936 года готовил совершение теракта над председателем Решетихинского поселкового совета».

3 сентября 1937 года священник Федор Васильевич Серебровский постановлением Тройки НКВД по Горьковской области был приговорен к расстрелу. Спустя лишь несколько дней, 8 сентября 1937 года приговор привели в исполнение.

 

Ольга Дёгтева. По материалам комиссии по канонизации Выксунской епархии

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Выксунской епархии обязательна. 08/10/2020