Выксунская епархия

Протоиерей Михаил Покровский, диакон Михаил Кузнецов псаломщик Федор Лизякин

Причт и хор Георгиевской церкви в селе Дьяконово (в центре священник Михаил Покровский и справа от него — церковный староста Абросимов Петр Михайлович). Фото 1930-х годов.

 

Протоиерей Михаил Иванович Покровский родился 18 сентября 1885 года в селе Борисово Муромского уезда Владимирской губернии. Его отец служил в местном храме псаломщиком.

В 1909 году Михаил окончил Владимирскую духовную семинарию. Во Владимире он познакомился со старшей дочерью священника из села Дьяково Вачского района Александрой Григорьевной Веселовской. Образованная, воспитанная, серьёзная девушка понравилась будущему пастырю. По благословению родителей молодые люди обвенчались. В 1910 году Михаил Покровский принял сан священника.

 

Священник Михаил Покровский с женой Александрой (урожд. Веселовской). Фото 1910 года.

 

Тесть его, священник Григорий Веселовский, прослужил в Дьяковской церкви во имя святого великомученика Георгия Победоносца много лет. Приход этот до 1922 года относился к Владимирской епархии и состоял из села Дьяково и трех соседних деревень – Алтунино, Сколково и Сурское. После ухода отца Григория за штат на приходе в Дьякове и стал служить отец Михаил. Две другие дочери отца Григория тоже были замужем за священниками. Зинаида была супругой настоятеля Троицкой церкви в селе Казаково Вачского района Александра Тихонравова, а  Ольга – женой священника Вознесенской церкви в селе Вареж в Павловском районе Георгия Касаткина.

Отец Михаил и Александра растили четверых детей: Музу (1914 г. р.), Ольгу (1916 г. р.), Марию (1918 г. р.) и Петра (1921 г. р.). Двое старших сыновей умерли в раннем возрасте, а крестили их с одним именем – Борис. Семья отца Михаила, как и других священнослужителей в советское время, была лишена гражданских прав. Из-за притеснений и травли дети священника вынуждены были учиться в разных школах Вачского района, меняя их ежегодно.

 

Семья священника Михаила Покровского. Фото 1930-х годов.

 

По воспоминаниям детей священника, живя в сельской местности, их отец не гнушался крестьянского труда: сам пахал, косил, сеял, боронил, ухаживал за садом, где у него находилась небольшая пасека. Батюшка с любовью ухаживал за пчелами. Матушка Александра прекрасно готовила и шила, поэтому дети были всегда красиво и опрятно одеты. По достижении пятилетнего возраста все они обязательно пели в церковном хоре. Пение в Георгиевском храме было многоголосное, на два клироса, где пели, в основном, мужчины, молодые парни, девушки и дети. Особо почитали на данном приходе образ Богоматери «Скоропослушницы», в честь которого был освящен придел в церкви.

По официальным спискам, в Дьяковском приходе на 1930 год значилось более 700 прихожан, среди которых отец Михаил пользовался большим уважением. За свое ревностное служение в 1930-е годы он был удостоен сана протоиерея и награжден камилавкой. 

Всё это не устраивало представителей местной власти. В 1934 году администрация Алтунинского сельсовета, к которому относилось село Дьяково, запретила священнику проводить традиционные крестохождения с иконами по домам верующих. Формальным поводом для запрета являлось якобы большое количество случаев эпидемических заболеваний в районе. В связи с этим отец Михаил вынужден был подать жалобу в Горьковский Крайисполком, так как доходы церковные после этого значительно сократились, а налоги для священнослужителей оставались по-прежнему высокими. Но и после жалобы запрет на крестные ходы не отменили, а налоги удалось оплатить благодаря пожертвованиям прихожан.

18 января 1936 года сельсовет на основании постановления общего собрания членов местного промколхоза принимает решение о запрете колокольного звона [стиль и орфография документа]: «...в виду того, что звон мешает производству. Дьяконовская церковь стоит рядом с производством Дьяконовского пром-колхоза и конторой. Колокольный звон влияет на отсталую рабочую массу, тем самым мешает в деле выполнения производственной программы. Отсталые рабочие оставляют производство в религиозные праздники, а работающие понижают производительность труда».

Тогда же руководство промколхоза попросило районные власти разрешить сломать церковную ограду, а кирпич передать колхозу для постройки нового корпуса. Когда же верующие возмутились подобными решениями и попытались защитить свой Георгиевский храм, им пригрозили арестами.

18 ноября 1937 года отца Михаила арестовали сотрудники Вачского отдела НКВД как мнимого руководителя «церковно-повстанческой, кулацкой контрреволюционной группы церковников». Вместе со священником также арестовали крестьянина из деревни Алтунино Михаила Ивановича Кузнецова (1865 г. р.). До революции он руководил артелью, которая занималась кустарным производством изделий из металла; в период с 1906 по 1916 год состоял в партии эсеров; с 1918 до 1929-й служил диаконом в Георгиевском храме, но потом в силу возраста ушел за штат. 

26 ноября 1937 года арестовали и Федора Ивановича Лизякина (1908 г. р.), церковного псаломщика, который также работал кузнецом в местном промколхозе. Он окончил три класса церковно-приходской школы. Прежде молодой человек был комсомольцем, но из-за того, что стал посещать храм, его исключили из членов ВЛКСМ. Согласно материалам следственного дела, очень необычной и поучительной была история его воцерковления. В 18-летнем возрасте он, находясь в нетрезвом состоянии, осквернил сельский храм, использовав его помещение как туалет. После этого поступка у него начались проблемы со здоровьем, которые со временем усугублялись. По совету своей матери Федор Лизякин принес покаяние в содеянном перед отцом Михаилом. Затем, начиная с 1936 года, по благословению настоятеля стал петь на клиросе и исполнять обязанности псаломщика, отчего его самочувствие стало намного лучше.

После ареста отца Михаила обвиняли в том, что он якобы «на протяжении ряда лет среди окружающего населения вел организованную контрреволюционную агитацию, распространял пораженческие слухи о неизбежности войны и гибели советской власти». 

Постановлением заседания Тройки НКВД по Горьковской области от 13 декабря 1937 года священника Михаила Покровского и диакона Михаила Кузнецова приговорили к расстрелу, с конфискацией личного принадлежащего им имущества. 26 декабря 1937 года расстреляли священника, а 3 января 1938 года — диакона.

Псаломщик Федор Лизякин был приговорен к заключению в исправительно-трудовой лагерь сроком на 8 лет. Местом его заключения стал «Вятлаг», куда он прибыл из Горьковской тюрьмы 22 февраля 1938 года. Работал он там в лагпунктах «Комендантский» и № 5. Спустя всего четыре месяца, 2 июля 1938 года заключенный Федор Лизякин в возрасте 30 лет умер от туберкулеза. Его похоронили на лагерном кладбище вблизи станции «Лесная» на территории Кировской области. В Дьякове у него осталась вдовой супруга с двумя малолетними детьми – двухлетней дочерью Раисой и четырехмесячным сыном Евгением. Анастасии Федоровне Лизякиной тогда было только 24 года. 

 

***

Георгиевский храм в селе Дьяково официально закрыли на основании решения Горьковского облисполкома от 11 февраля 1939 года для того, чтобы в будущем обустроить в нем школу.

С 2004 года в храме ведутся восстановительные работы, возрождается церковная жизнь.

В 2000-е годы потомки отца Михаила Покровского на нижегородском кладбище на ул. Пушкина, на мемориале жертвам политических репрессий, а также и на Георгиевской церкви села Дьяково установили в память о нем мемориальные таблички.

 

Ольга Дёгтева. По материалам комиссии по канонизации Выксунской епархии

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Выксунской епархии обязательна. 03/02/2021